В Германии обнаружен дворец, которому 3800 лет

Клад рэкетира бронзового века

Неподалеку от Веймара археологи обнаружили дворец, которому приблизительно 3800 лет. В нем сотни образцов ценнейшего в ту эпоху оружия. Вполне вероятно, что эти сенсационные находки принадлежали сановнику доисторических времен. Историки пытаются узнать, как выглядела "рублевка" в бронзовом веке. Хозяином тут мог быть колдун, таможенник, рэкетир или кузнец.

В далеком 1877 году, когда наука археология еще только делала свои первые шаги, профессор истории искусств Фридрих Клопфляйш (Friedrich Klopfleisch) начал разрывать девятиметровый холм у местечка Лойбинген (Leubingen) поблизости от Киффхойзера (Kyffhäuser). В результате он наткнулся на не тронутую расхитителями гробниц комнату (размером 10,5 на 44 метра), срубленную из дубовых бревен. Годичные кольца дуба позволили датировать могилу 1942 годом до нашей эры, свидетельствует интернет-портал Thüringer Allgemeine.

Время пощадило сверкающие броши и золотой браслет, дорогие инструменты и кинжал. Рядом с останками мужчины стоял горшок для пищи или питья. Поперек чресел мужчины лежал скелет ребенка, едва достигшего десятилетнего возраста. Вполне возможно, это была кровавая жертва, брошенная в могилу большого человека. Но кем же он был?

Специалисты посчитали, что прах принадлежал одному из местных "князьков". Словом, кому-то из политической элиты Лойбингена. Поскольку ведший полуголодный образ жизни простой люд вряд ли бы похоронил своего односельчанина под тремя тысячами кубических метров грунта, смастерив при этом склеп из дубового бруса и взгромоздив на все это гору из камней, словно предали земле фараона.

Только в настоящее время ученые приблизились к решению загадки. Экскаватор вырыл 25 гектаров в пределах видимости от холма, с тем чтобы оценить всю инфраструктуру. В результате археологи обнаружили остатки одного из самых больших сохранившихся зданий ранней немецкой истории, площадью 470 квадратных метров; бронзовые украшения; кладбище, на котором погребены 44 крестьянина без украшений.

Пышность и убогость, хижины и дворцы — все ясно указывает на социальное расслоение, которое существовало уже в бронзовом веке. Находки освещают тот момент в истории, когда человечество лишилось своей экономической невинности.

В эпоху неолита все были еще одинаково бедны. Все указывает на то, что существовало определенное равенство, но в бронзовый век внезапно появляется каста привилегированных, высшее сословие, состоящее из вождей, чьи женщины носили золотые украшения и колье из янтаря. Эти господа сладко ели и спали, и хоронили их не в пример более пышно, чем простых смердов.

Фото: AP

Читайте также: Бронзовый век в Европе никогда не был мирным

Особый интерес у исследователей вызвал, прежде всего, клад оружия. В керамическом сосуде были аккуратно сложены примерно сотня бронзовых топоров, общим весом в 50 килограммов. Топоры — и оружие, и хозяйственный инвентарь — служили демонстрацией богатства их владельца и символизировали его высокий социальный статус. Типичный для того времени клад ценных и дорогих предметов. Однако смысл этого, видимо, ритуального, действия непонятен для нас.

В качестве версий рассматривались следующие. Либо о кладе забыли, когда покинули здание. Либо он представлял собой некое сокровище, на которое было наложено заклятие или табу. Брать его нельзя было ни при каких обстоятельствах. "Это, как если бы в чью-то могилу положили сотню спортивных автомобилей марки "Мерседес", — не устает удивляться руководитель проекта Марио Кюсснер (Mario Küßner), сообщает веб-ресурс Spiegel-online.

Арсенал располагался на внешней стороне гигантского дома. Толстые, как телефонные мачты, стволы, длиной 44 метра, были свалены в какой-то постройке. Гонтовая или соломенная крыша достигала высоты примерно 8,5 метра. Очевидно, данное помещение не было предназначено для содержания скота. Остается гадать — было ли это капище. Некоторые историки склонны объяснять наличие топоров как дары богам преисподней.

Кюсснер, напротив, полагает, что здание представляет собой скорее жилые покои хозяина, который обитал в них вместе со своей челядью. Наряду с этим жилище могло служить и зданием таможни, в котором взимались пошлины с купцов. Местный хозяин контролировал всю местную округу, а большое количество топоров представляло собой арсенал, оружейный склад рэкетиров и сборщиков дани, контролировавших торговые пути в Тюрингии.

Испокон веков в этом регионе торговали солью и янтарем. Здесь также процветала торговля новым продуктом — бронзой. Разработанная на Востоке техника смешивать медь с оловом или мышьяком с 2200 года до Рождества Христова распространялась также и в Европе. Люди впервые получили твердый и ковкий материал, который можно было наливать в формы.

Шахтеры начали разрабатывать рудные жилы, но сырья оказалось мало, и медную руду приходилось завозить даже из Карпат и Альп. Олово привозили, прежде всего, из Корнуэлла. В могиле найдена маленькая наковальня, которая вполне могла означать, что здесь покоится кузнец. Искусство кузнечного дела (как и строительство) в те далекие времена было сродни колдовству. А его знатоки вполне годились на роль магов и колдунов.

Найденные топоры сделаны из различных сплавов и различаются по внешнему виду. Некоторые имеют дефекты при отливке. Тем не менее, все они демонстрируют благосостояние их владельца. "Мы надеемся получить сведения о способах ранней обработки бронзы", — сообщает Thüringer Allgemeine со ссылкой на местного археолога Тима Шюлера (Tim Schüler).

Как пояснил руководитель раскопок доктор Клаус-Петер Вехлер (Klaus-Peter Wechler), местные жители занимались земледелием и животноводством, прорубали просеки в тогда еще девственном лесу, через которые можно было добраться до их поселений. Культовый дом располагался на возвышенности около источника ручья Монна, а внизу была болотистая низменность.

Читайте также: Кельтская резня задолго до бензопилы

Клады бронзового века встречаются часто, но таких больших кладов в Германии единицы. До сих пор самый большой клад топоров в Тюрингии находили в Нойнхайлигене (Neunheiligen). Сегодня 61 топор хранится в Британском музее. Местность вокруг Лойбингена — настоящий клондайк для археологов. "Всюду, где бы мы ни копнули, мы что-то находим", — говорит доктор Кюсснер.

Читайте все самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить