Американские военные встречают виртуального секретаря

 

Многим компьютерным пользователям надолго запомнился навязчивый и неэффективный виртуальный помощник "Мистер Скрепка", который скорее мешал работать, чем подсказывал, что делать. И хотя идея подобного компьютерного ассистента многими считалась похороненной, американское оборонное агентство DARPA возвращается к этому персонажу. Исследователи организации уверены, что смогут сделать его гораздо полезнее.

Бюджет нового проекта DARPA составляет 150 миллионов долларов – именно столько военные готовы потратить на искусственный интеллект, который возьмет на себя часть административной работы и попробует сократить время, отнимаемое бюрократическими проволочками.

Аналогия с "Мистером Скрепкой" в данном случае более чем уместна – новый виртуальный помощник будет подсказывать действия, которые можно совершить в той или иной ситуации.

Запущенный в 2003 году проект CALO ( Cognitive Assistant than Learns and Organizes – помощник, который учится и организует) подошел к своему финалу. Сегодня DARPA представит результаты труда и расскажет об областях применения виртуального секретаря.

С помощью CALO любой военнослужащий сможет почувствовать себя генералом, ведь у него будет свой адъютант. Искусственный интеллект возьмет на себя заботы о большей части бюрократической работы – он научится распознавать и сортировать электронную почту, планировать совещания и встречи, а также готовить черновые планы для выступления.

Конечно, новый виртуальный секретарь будет многократно превосходить по интеллектуальным способностям своего предка из офисного программного пакета.

Он способен совершать одни и те же операции с использованием тысяч различных методик, а также применять их одновременно. Именно по такому принципу будет работать анти-спам фильтр – CALO проверит входящую почту несколькими способами, а затем сравнит их результаты.

Еще одной особенностью нового искусственного интеллекта станет "передача знаний", когда усвоенные CALO уроки будут распространяться на все возможные сферы применения. Например, если человек укажет программе, что письма от начальника имеют самый высокий приоритет к прочтению, то и запланированные встречи с боссом автоматически будут считаться самыми важными.

Как и все разработки DARPA, новинка найдет применение не только в военной отрасли, но и в мирной жизни. Уже разрабатывается целая серия программных продуктов для мобильных телефонов, которая сможет распознавать голосовые пожелания владельца.

В качестве примера разработчики описывают ситуацию, когда абонент говорит в трубку "Найди мне ближайший ресторан с тайской кухней", после чего CALO выдает список таких заведений и их контакты, а при наличии соответствующей информации – меню и цены. И это лишь один из примеров работы продукта, который может быть интегрирован в любое средство связи.

Еще одним применением интеллекта CALO станет социальный инструмент Social Kinetic s – обучающийся программный комплекс, который может систематизировать и организовывать контакты пользователя. Ориентируясь на частоту звонков и писем и тематику общения, Social Kinetics сможет сортировать телефоны и электронные адреса по группам интересов.

Несмотря на все радужные перспективы проекта DARPA, независимые эксперты по компьютерным системам, принявшие участие в тестировании CALO, считают, что получившийся продукт не может даже пытаться тягаться с живым секретарем.

Они указывают на то, что виртуальный помощник не всегда правильно интерпретирует получаемые данные, а сталкиваясь с игрой слов и локальным сленгом – вообще теряется.

Участник тестирования Барт Селмен из Университета Корнелла, специализирующийся на создании систем искусственного интеллекта, говорит, что у CALO есть потенциал, но он ограничен исполнением доведенных до автоматизма действий.

Во внештатных ситуациях человеку все равно придется совершать большую часть операций собственноручно, а значит, в случае начала военных действий виртуальный помощник просто останется не у дел.

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру