Феномен коллективного разума зависит от численности группы

Чем нас больше, тем мы умнее

Американские этологи, исследующие такой феномен, как проявление коллективного разума у социальных животных, пришли к выводу, что разумность поведения группы в данном случае зависит от количества в ней особей. Маленькие сообщества реже демонстрируют вышеупомянутый феномен, нежели крупные. То есть для того, чтобы быть умнее, нужно объединяться.

Сразу хочу заметить, что под термином "коллективный разум" специалисты по поведению животных, то есть этологи, понимают то, что психологи, скорее всего, назвали бы "коллективным бессознательным". Это вовсе не мозговой штурм или другая форма коллегиального принятия решения из тех, что популярны у людей. У социальных животных коллективный разум — это точное копирование особью действий своего соседа. "Разумом" в человеческом понимании здесь и не пахнет, однако название прижилось потому, что синхронные действия многих животных действительно производят на наблюдателя впечатление разумных.

Проще всего это объяснить на примере строительной деятельности муравьев-портных (род Oecophylla). Как мы помним, эти насекомые живуи на деревьях в своеобразных гнездах из свернутых в трубочку листьев, края которых сшиты нитями, похожими на шелк. А строят муравьи свои жилища следующим образом: один из рабочих подходит к листу, загибает его края и сжимает их челюстями. Сразу же к нему присоединяются его коллеги, которые просто повторяют действия "первопроходца". В конце концов тысячи рабочих действительно сворачивают лист в ту самую трубочку, после чего другие муравьи приносят к месту соединения краев личинок. Те и выделяют нити для сшивания, которые прочно фиксируют края, из своих брюшных желез.

Читайте также: И муравьи предпочитают разнообразие

Именно это и есть классическая картина проявления того самого коллективного разума. В самом деле, ведь раз строительством у муравьев никто не управляет, и более того, они не сообщают друг другу, как нужно действовать при постройке жилья, то остается только одно — смотреть, что делает сосед, и повторять его движения. Конечно, никто не застрахован от ошибки — ученые не раз наблюдали, что муравьи могут всем скопом неправильно сворачивать лист, при этом никто даже и не догадывался, что нужно было делать по-другому. Однако, с другой стороны, эти трудолюбивые насекомые никогда не против того, чтобы переделать плохо сделанную работу — ведь зарплату им никто не платит, сроков не ставит, а следовательно, спешить им некуда.

Именно поэтому такие действия и называют проявлениями коллективного разума: хоть поступки отдельных особей и лишены какого-либо намека на разумное поведение, но все же деятельность всего коллектива производит впечатление вполне осмысленной. Проще говоря, подразумевается, что особи тупы как пробки, а разумом обладает только сообщество. Хотя, как не сложно догадаться, и оно никаким разумом не обладает — оптимальный результат достигается перебором большого количества вариантов,а не становится итогом предварительного анализа и составления плана действий. То есть этот "разум" нельзя сравнивать с таковым человека.

Но где еще можно увидеть проявления такого коллективного разума? На самом деле, это не столь редкое явление — вспомните синхронно взлетающую стаю голубей или сложные движения особей из косяка рыб, когда они уходят от преследования хищников. Да и само объединение в стаи, стада, косяки помогает избегать опасности, быстрее искать пищу или брачного партнера. Ну, а если при этом еще и достигается слаженность действий на основе точного движения копирования поведения соседа, то подобное сообщество может быть весьма успешным и процветающим.

Но от чего зависит частота проявления этого самого коллективного разума? Недавно биологи из Принстонского университета (США) показали, что в первую очередь от численности группы: если она будет ниже некоего предела, индивидуального для каждого вида, то коллективный разум начинает давать осечку. Для того, чтобы доказать свое предположение, исследователи провели эксперименты со стайками гуппи (Poecilia reticulata) — в аквариум запускали 256 особей и организовывали освещение так, чтобы в воде имелись темные и светлые участки, которые случайно двигались. Кроме того, была создана большая зона, освещенная по краям и темная в центре, которая тоже перемещалась по аквариуму.

Как и следовало ожидать, выпущенные рыбы практически сразу сбивались в стаи и старались оказаться в большой темной зоне. После этого биологи стали уменьшать количество выпущенных особей и смотреть, как быстро гуппи найдут затененный участок. В результате выяснилось, что когда рыб стало на четверть меньше, то они уже куда больше времени тратили на то, чтобы сбиться в стайку и найти затененный участок. А при уменьшении исходного количества наполовину время поиска теневой зоны увеличилось уже в пять раз.

Таким образом становится совершенно очевидно, что чем больше участников в группе, тем быстрее проявляется в ней коллективный разум. Именно поэтому авторы работы считают, что их выводы пригодятся тем, кто занимается сохранением исчезающих видов животных. Для того, чтобы поставить вид под угрозу, говорят они, вовсе не обязательно истребить как можно больше особей. Если речь идет о социальных животных (к примеру, о тех, что регулярно совершают массовые миграции), то достаточно уменьшить численность популяции до определенного значения, при котором феномен коллективного разума перестает проявляться.

Читайте также: Интернет придумали не люди, а муравьи

В результате такие сообщества уже не смогут слаженно реагировать на стихийные бедствия или нападения хищника. Ну, а все это приведет к тому, что оставшиеся особи гибнут сами собой. Ведь при таких сложных процессах, как миграции, без феномена коллективного разума никак не обойтись.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Темы жилье