Грибы помогали Страдивари делать скрипки

Соавторами Страдивари были... грибы

Швейцарский профессор Фрэнсис Шварц, похоже, смог разгадать секрет великого Антонио Страдивари, который не давал покоя многим поколениям скрипичных дел мастеров. Ему удалось найти два вида древесных грибков, которые, разлагая древесину, делают ее менее плотной, но не рыхлой. А именно это свойство и делает звучание скрипок Страдивари уникальным.

Следует заметить, что сам великий мастер из Кремоны не сразу создал тот тип инструментов, которые сейчас именуют скрипками Страдивари. Так, долгое время (с 1660-го по 1683 год) он работал в стиле своего учителя Никколо Амати, проводя эксперименты над типом его большой модели. Тогда Антонио Страдивари делал самые крупные в Италии скрипки, однако их тембр, тем не менее, был сопрановый, то есть очень высокий.

В 1690 году мастер впервые отошел от традиций своего учителя и создал тип так называемой удлиненной скрипки: ее ширина была меньше, чем длина и она обладала более плоскими сводами. Однако эта модель не имела особого успеха, поэтому через восемь лет Страдивари вновь возвращается к стилю Амати (правда, не Никколо, а братьев Антонио и Джироламо). И только лишь в 1700 году, в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель, которая теперь известна во всем мире.

До 1716 года (когда мастер в основном отошел от дел) длился так называемый золотой период, во время которого Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В тембре "золотых" скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую "дальнобойность" (то есть звук заполняет самые большие залы). Именно эти творения великого гражданина Кремоны сейчас и называются "настоящими Страдивари", и обладать таким чудом стремится каждый музыкант, играющий на смычковых инструментах.

Итак, если внимательно проанализировать биографию мастера, появляется мысль о том, что за долгие годы поисков он смог разработать какую-то свою собственную технологию изготовления скрипок. Однако достоверно известно, что Антонио Страдивари никому о ней не рассказывал и даже его сыновья, унаследовавшие от отца мастерскую, не смогли обнаружить ни одной записи о том, как надо делать скрипки.

Читайте также: Поганки оставили людей без угля

Более того, пресловутый "секрет Страдивари" долгое время не удавалось раскрыть и при использовании современных научных методов — исследования показали, что древесина, лак и прочие ингредиенты, которые использовал мастер, принципиально ничем не отличались от тех, с которыми работали его конкуренты и ученики. Однако никому из них не удалось создать инструмент, который хотя бы отдаленно напоминал те, что выходили из рук кремонского волшебника.

Однако недавно ученые, похоже, вплотную приблизились к раскрытию тайны великого мастера. Швейцарский профессор Фрэнсис Шварц из Федеральной лаборатории материаловедения и технологий нашел простой метод изменения акустических свойств скрипки, заключающийся в обработке скрипичной древесины специальными грибкоми. Эти два грибка, Physisporinus vitreus и Xylaria longipes, в основном обитают в древесине елей и платанов — а именно ее и используют мастера для изготовления высококачественных инструментов.

Каким же образом этим организмам удается, разрушая древесину, улучшать тональные характеристики будущих скрипок? Ведь, как правило,творясвоюдеструктивную работу, грибкиуменьшают плотность древесины (из-за чего дерево лучше поддается обработке), но одновременно понижают скорость распространения звука в дереве, то есть ухудшают качество скрипок. Г-н Шварц выяснил, что два обнаруженных им деструктора уникальны: они постепенно разлагают клеточные мембраны, истончая их, но так, что даже в поздней стадии разложения дерево сохраняет свой прочный каркас, в котором звуковые волны все еще способны распространяться по прямой. То есть древесина становится менее плотной, но при этом волокна сохраняют упорядоченность — сплошные плюсы без единого минуса.

Профессор также выяснил, что при этом модуль упругости (характеристика, от которой зависит распространение звука) заготовки остается весьма высоким — а для высококачественных скрипок этот показатель является одним из самых важных. Но главное состоит в том, что работу этих грибков можно легко прервать: когда они уже сделают свое дело, древесину нужно всего лишь обработать веществом, которое для них ядовито. Сейчас в роли такового используют оксид этилена, поскольку этот газ легко проникает в древесину, не повреждая сами волокна.

Но мог ли Антонио Страдивари знать об этих грибках-помощниках? Скорее всего, он действительно знал об их полезной для скрипок работе, при этом и не подозревая, что ее делают именно грибки. Известно, что он в основном использовал для своих изделий древесину, которая образовалась в особенно холодный период между 1645-м и 1715 годом. Стоявшие тогда продолжительные зимы и холодные летние периоды не только заставляли деревья расти очень медленно и равномерно (что само по себе обеспечивало низкую плотность и высокий модуль упругости), но и способствовали интенсивному поражению деревьев различными грибками (как это часто бывает при длительных похолоданиях).

Чтобы проверить справедливость своей догадки, профессор Шварц проделал интересный эксперимент. С помощью скрипичных мастеров Мартина Шлезке и Михаэля Ронхаймера из предварительно обработанной грибком древесины было изготовлено несколько скрипок, параметры которых повторяли таковые "настоящих Страдивари". А после был проведен так называемый "слепой" тест: скрипач Мэттью Траслер играл по очереди на изделии, выполненном по технологии г-на Шварца, и на аутентичной скрипке Страдивари 1711 года, стоя при этом за занавесом. В зале же присутствовали как профессиональные музыканты и эксперты, так и обычные любители скрипичных концертов.

Так вот, результаты этого теста были поразительны. И профессионалы, и обычные слушатели решили, что Траслер оба раза играл на инструменте Страдивари. То есть качество звучания обоих инструментов было абсолютно идентичным! Все это убедило профессора Шварца в том, что ему, похоже, удалось разгадать тайну великого мастера.

Читайте также: Волшебные кольца создали не боги, а грибы?

В то же время было бы ошибкой считать, что Страдивари обязан своей славой только лишь грибкам-паразитам. Конечно же, его заслуги в разработке инструментов, чей тембр максимально приближен к таковому человеческого голоса, весьма и весьма огромны — он ведь не только сам рассчитал все параметры, но и после долгих поисков выбрал нужный материал. Однако природа все-таки чуть-чуть, но помогла великому мастеру в осуществлении его замыслов…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить