Анастасия Волочкова: У меня возникает желание выйти в свет с Жириновским

Легка и изящна. Белый свитер, почти незаметный макияж. Такова Анастасия Волочкова — в недавнем прошлом балерина Большого и Мариинки, а ныне — свободный артист, гастролирующий по разным странам.

-Настя, начну с невероятного слуха — говорят, этим летом вы официально вышли замуж. И это при том, что еще полгода назад во всех интервью заявляли, что даже не планируете?

- Давайте сразу расставим все точки над "i", чтобы было понятно. Я действительно приняла приглашение одного человека, который долго за мной ухаживал, и сейчас живу с ним в Англии. Точнее сказать, пытаюсь жить, потому что участь всех людей творческих — постоянные разъезды по стране, гастроли, встречи, эфиры. В России я бываю гораздо чаще, чем в Англии. А официального бракосочетания или тем более венчания у нас не было. Просто мы собрали всех своих друзей из разных стран, устроили шикарный ужин и объявили, что будем жить вместе, как муж и жена.

- И кто он — ваш избранник? Очень хочется услышать из ваших уст всю правду.

- Энтони Керман. Это очень образованный человек, настоящий балетоман, пишет стихи, увлекается живописью. Он известный во всем мире адвокат, у него широкая клиентура. К примеру, услугами Кермана постоянно пользуется Стинг, королевские семьи всего мира. Энтони очень известный и богатый человек. Он совладелец "Гилберт Коллекшн" - собрания уникальных произведений искусства и большой коллекции из серебра, владелец крупнейшего ипподрома в Англии. Энтони помогает организовывать мои выступления в самых престижных театрах мира. Мой избранник немного старше меня, но возраст, как известно, только украшает мужчину, и любой женщине приятно, когда кавалер старше, чем она, опытнее, мудрее.

- А ваши друзья, родственники не осуждают ваш гражданский брак? И почему вам, собственно, не расписаться, если присутствует любовь?

- Наверное, просто у меня такое отношение к жизни. Я должна пожить с человеком, узнать его, все положительные и отрицательные качества в нем. И только убедившись, что он — тот мужчина, с которым я готова быть всю жизнь и народить множество детей, — только тогда я могу узаконить отношения.

- Знаете, многие говорили, что объявление о вашей свадьбе — просто рекламный шаг, чтобы привлечь внимание к своей персоне.

- А вы думаете, оно мне надо? Все мужчины в моей жизни были настолько богаты и делали такие дорогие подарки, что при желании я могла бы купить все, что пожелаю. Поэтому делать себе рекламу, как многие артисты, я не считаю нужным. К тому же я настолько не люблю суеты вокруг своего имени. Я хочу быть просто Анастасией Волочковой. По этой причине даже отменила недавно концерт в Петербурге. Его устроители собирались оклеить весь город афишами. Когда я увидела эти афиши, где меня называли "примой мирового балета" и "лучшей танцовщицей Европы", хотя нет в балете таких титулов, я отказалась выступать. Мне говорили: "Дура! На твоем месте любая прыгала бы от радости!" Но пока на моем месте я — хочу жить не на афишах, а в сердцах людей, в их памяти...

- Как вы считаете, мужчины влюбляются в вас, когда видят на сцене или в жизни?

- Ну, во-первых, мужчина-балетоман уже вызывает подозрение. Настоящие мачо любят не балет, а балерин. Швыряют к их ногам бриллианты, лимузины, дворцы, оранжереи.

- Кстати, вам больше нравится, когда мужчины называют вас Настей, Анастасией, мисс Волочковой?

- Анастасией.

- Вас в честь кого-то так назвали или по святцам?

- Это было мамино решение. Просто ей, как она мне говорила, нравилась русская сказка "Аленький цветочек", про Настеньку. Хотя вообще-то имя греческое — оно означает "воскресение".

- Так вы и впрямь воскресли на сцене Большого!

- Я и два года назад в Большой была приглашена солисткой. Но тогда об обещанной квартире и об обещанном творчестве предпочли быстренько забыть. Я не хочу говорить об этом... Меня называли "чужой" в Большом театре. Это не вина моя, а честь и гордость, что родилась я и училась в Петербурге. Сейчас ситуация в театре изменилась. Может, это связано со сменой руководства. Изменилась атмосфера, появилось уважение к артистам. Со стороны коллег я чувствую невероятную поддержку, что очень для меня важно.

- На Западе за вами закрепился имидж русской балерины?

- К счастью, да. Многие меня знают просто как Анастасию. На Западе это имя ассоциируется с великой русской княжной. И я стараюсь всячески подчеркивать свое русское происхождение — сольные программы всегда начинаю с русского танца из "Лебединого озера" в постановке Владимира Васильева.

- Вы тщеславный человек?

- Конечно, тщеславие присутствует. Я получаю внутреннее удовлетворение от того, что имею сейчас. Мама всегда меня оберегала и сделала так, что сегодня в материальном смысле я никому ни за что не обязана. Не было людей, которые бы меня раскручивали. На моих афишах нет спонсоров.

- Вчера вы танцевали в Мариинке в Питере, через неделю в Москве, а накануне вернулись из Лондона. Говорят, ваша новая программа имела оглушительный успех.

- Прошло пять сольных вечеров, в которых я танцевала по три больших отделения в каждом и — впервые в жизни — балет "Кармен-сюита" на музыку Щедрина. Чем горда безмерно. Это большая честь для меня — получить роль Кармен из рук Майи Михайловны Плисецкой. Никто в России не имел права танцевать "Кармен" без ее разрешения. В ноябре покажу эту премьеру в России.

- Вы производите впечатление свободного человека...

- В жизни, да и в браке любого человека не "свобода-несвобода" главное. Если встретил человека, с которым хочется создать семью, с которым хочется иметь детей, для которого захочется жить, то такие вопросы вообще не возникают.

- И тогда можно отменить концерты, отказаться от выгодных гастролей, думая не только о себе?

- Конечно. Если это настоящая любовь. Тогда в ней свобода есть априори. И встретив, как говорят, суженого, я все равно останусь на своем месте, останусь (надеюсь) личностью как в жизни, так и в творчестве.

- Даже если вам муж скажет: или я, или сцена?

- Он так никогда не скажет.

- Ну хорошо. А каким в идеале должен быть мужчина, с которым вы согласитесь завести детей? Богатым, крутым?

- Самое главное, чтобы у него была богатая душа, чтобы он был светлым человеком, чтобы он меня любил и чтобы я смогла полюбить... Знаете, я счастлива и, мне кажется, сейчас в жизни не могла бы пожелать большего. Есть в моей жизни человек, который мне очень дорог. Но я не спешу с замужеством, вы знаете, потому что это тот шаг, который нужно делать, хорошо обдумав.

- Мне кажется, вам трудно будет замуж выйти...

- Не то чтобы трудно. Просто необходимо время на обдумывание и на серьезное решение. Потому что, простите, выйти замуж и создать семью — это гораздо важнее и серьезнее, чем подумать о проведении концерта или даже, может быть, о карьере на протяжении жизни.

- Сколько в вашей жизни уже было предложений руки и сердца, на которые вам приходилось отвечать "нет"?

- Десятки. Нет, сотни! Их было столько в моей жизни... Начиная с 18 лет, когда в гостиницу присылали букеты цветов с письмами. Графы, князья... Париж, Лондон... Были настолько заманчивые предложения! Но, как ни странно, чем богаче были "женихи", чем больше мне пытались подарить замков, дворцов, квартир, домов и вилл, тем меньше мне становилось все это нужно. Но я не хотела бы выносить это на обсуждение...

- Но вы же сами говорили, что вам без внимания не обойтись.

- Я о другом внимании. Вот мы с вами сидим здесь, в холле гостиницы, подходит совершенно незнакомая женщина и протягивает журнал, в котором что-то про меня написано. Ничего не просит, даже автографа, просто отдает его мне, улыбается и уходит. Или вот служащие отеля: всегда ко мне внимательны, добры, я здесь давно не останавливаюсь, а они отдают мне почту, которая по-прежнему приходит на этот адрес. Вот! К счастью, и таким вниманием я не обделена. Этому в жизни и рада.

- А еще у вас есть мама.

- Мама — это не "еще", мама — вообще главное звено в моей жизни. Первое и главное мое счастье, потому что это человек, который разделяет со мной все: мою радость, мою боль. Этому человеку я благодарна за все: за то, что она меня родила, вырастила, воспитала, сделала балериной, сделала человеком. Близких людей у меня совсем немного, буквально пара человек: тетя Лена, Наташа, которых никто не знает, но это люди, которые создавали стержень моей жизни, которые меня опекали, которые и сейчас рядом со мной. Мама — самая большая моя отдушина. Она — больше, чем все на свете, больше, чем балет, больше, чем жизнь...

- Ваша мама всегда хотела, чтобы вы стали балериной?

- Конечно. И всегда поддерживала.

- А что значит "быть балериной"?

- Это значит быть готовой ограничивать себя практически во всем, жертвовать мелочами. Надо стремиться не стать лучше других, а стать лучше себя. Это большой труд, трата времени, сил, здоровья и главное — нервов.

- Правда ли, что иногда вы подрабатываете на подиуме?

- Мне приходилось показывать одежду Ива Сен-Лорана, Клода Монтана, Версаче. Но это как-то случайно получилось и никогда не было основным заработком. Кстати, в жизни я не сторонник одежды с лейблами от известных производителей, я предпочитаю удобную и недорогую одежду. А обычно ношу брюки, обтягивающие и расклешенные книзу, если надеваю юбки, то длинные. С детства у меня страх, что мини уродует. А мама меня всегда за это ругает, говорит, что я должна носить юбки. И критикует мою склонность к длинным одеждам. Цвет предпочитаю белый — он придает парадность обыденности — и зеленый — у меня ведь зеленые глаза.

- Ваше любимое время года?

- Зима. К тому же 4 января у меня именины, 20 января — мой день рождения. Меня не пугает холод. Я часто обливаюсь холодной водой и очень люблю мороженое.

- Не раздражает ли вас, что журналистов вы интересуете прежде всего как светская дама, как красивая женщина и только потом как балерина?

- Да, сейчас ко мне слишком повышенное внимание. И я от этого очень устала. Как правило, говорят не о том, как я работаю, а о том, что меня окружает, о тех, кто меня окружает. Любой мой выход в свет становится поводом для очередной статьи. Стоит мне появиться на вечеринке с моим другом, как мне его сразу приписывают в женихи. И у меня даже иногда возникает желание выйти в свет с Жириновским, что тогда будут говорить?

- Вы часто говорите, что хотите быть независимой. А можно ли вас назвать независимой женщиной?

- Я уверена, что можно. Потому что моя судьба и душа всегда были свободны от обстоятельств. И мои отношения с людьми никогда не зависели ни от того положения, которое они занимают в обществе, ни от их материального благосостояния. Хотя нет... Я зависима. Но зависима от духовного мира. Человеческие души — это то, что для меня важно, и то, что до сих пор является для меня самой большой жизненной загадкой.

- Вы можете смело заявить, что вы великая балерина?

- Ну что вы... Чтобы стать великой балериной, нужно столько еще узнать в жизни, понять, почувствовать... Я вижу, что многого еще не постигла, мне еще многое надо в себе ставить. Поэтому от окружающих меня балерин, актрис стараюсь впитать все то, чего во мне не хватает. Ведь для того, чтобы стать великой, надо постоянно находиться в творческом поиске. А зная свой характер, могу сказать точно, что мысли о гениальности у меня вообще никогда не появится. Ведь я даже никогда не смогу сказать, что с абсолютным успехом станцевала какой-то спектакль. Потому что всегда нахожу, за что себя критиковать и осуждать.

- Вы любите приключения?

- Я люблю, когда ничего не ожидаешь, и вдруг что-то происходит. Спрогнозированное и спланированное приключение — это неинтересно. Начинает происходить, ты вовлекаешься в какие-то события.

- Успеваете заниматься домашним хозяйством?

- Нет. Есть люди, которые помогают мне это делать. Но дом строился под моим руководством. Недавно я убрала из него все, что мне не нравится, теперь думаю, как сделать по-другому, по-новому.

- Вы радуетесь праздникам?

- Да, а как иначе? Но один Новый год может пройти очень весело, другой, наоборот, скучно, третий как-то совсем неудачно. Для меня праздник не то, что планируется, а то, что получается спонтанно, само собой. Вот это праздник.

- Анастасия, мне неловко затрагивать тему возраста, но вы, по-моему, не скрываете, сколько вам лет?

- Да, я родилась 20 января 1976 года.

- Так вот, говоря о возрасте, как вы относитесь к нынешним танцам Плисецкой?

- Я Майю Михайловну уважаю за то, что она личность. Она всегда умела себя подать. И сейчас, несмотря на возраст, а возраст в жизни не самое главное, Майя Михайловна — цветок, который горит самыми яркими огнями. Она всегда шла впереди времени. Мне посчастливилось полтора года назад танцевать с ней в Японии, в гала-концерте. Плисецкая показала номер, не оснащенный большой техникой, но она так блистала своей женской красотой... Каждый решает для себя сам: когда уходить со сцены, уходить ли с нее вообще. Но мне хочется, чтобы меня зрители запомнили молодой и красивой. Балерина может танцевать до 40 лет, но если закончить в 33, будет даже лучше.

- В одной газетной заметке о вас я нашел фразу — "предприимчивая балерина Волочкова". Вы согласны с этим?

- Нет. Что называют предприимчивостью, может быть, мое умение организовывать свои сольные концерты? Или находить выход из любых ситуаций? Это так. Я с самого начала считала, что должна рассчитывать только на себя. Я сама себе менеджер.

- Вы обожаете мороженое. А с кем бы поделились последней порцией?

- С каждым! Я делюсь с удовольствием. Люблю делать подарки, особенно цветы. То же самое с мороженым. Я, правда, его люблю больше всего на свете, но поделиться могла бы с любым, кто заикнулся бы об этом...

- Анастасия, и напоследок: что вы можете пожелать молодым, вступающим на путь балетного искусства?

- Любому человеку я бы пожелала добра и человечности, а людям творческим — стойкости и веры в свои силы. Я никому не пожелаю легкого пути, лучше — добрых испытаний.

Денис Лобков, "Семья"

Автор Полина Виноградова
Полина Виноградова — искусствовед, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *