Ксенофобия и проституция - атавизмы?

Являются ли такие негативные явления, как ксенофобия и проституция чисто человеческими стереотипами поведения, или мы унаследовали их от своих далеких предков? Современные исследования подтверждают вторую гипотезу. Ученые, изучая поведения макак-резусов, пришли к выводу, что и нетерпимость к чужакам, и секс ради выгоды у них — обычное явление…

Не исключено, что расовые, этнические и религиозные предпочтения — порождения не новейшей истории, а наследие эволюции. В эксперименте, проведенном сотрудниками Йелльского университета, макаки-резусы (Macaca mulatta) показали себя настоящими ксенофобами: они крайне настороженно относятся к чужакам и ассоциируют с ними исключительно неприятные вещи.

Опыт проводился на необитаемом острове Кайо Сантьяго близ побережья Пуэрто-Рико. То есть это для нас, людей, остров является необитаемым — на самом деле он плотно заселен обезьянами, за что заработал себе второе, неофициальное и довольно предсказуемое, название — Остров обезьян, Isla de los monos по-испански. Конечно же, резусы были завезены на этот остров людьми, поскольку этот вид обезьян в естественной среде в Новом Свете не встречается, их родина — предгорья Гималаев.

Студент Неха Махайян привез на остров команду психологов, чтобы те изучили поведение обезьян. Это не простое любопытство, а бесценный опыт: макаки-резусы, так же, как и люди, живут группами и имеют сильные социальные связи. Выбор пал именно на психологов, а не на, скажем, социологов, по той причине, что они лучше всех знают: наши предрассудки дают о себе знать, даже если мы сами и не догадываемся об их наличии.

Эксперимент показал, что за нашей склонностью рассматривать окружающих с позиции "свой — чужой" стоят века эволюции, которая не пожелала избавить нас от этого "рудимента". Для начала ученые засекли, сколько по времени обезьяны рассматривают фотографию своего сородича, представителя той же стаи, а затем с секундомером в руках наблюдали за тем, как макаки знакомятся со снимком чужака. Через некоторое время психологи заметили, что на изображение аутсайдера обезьяны тратят больше времени, при этом проявляя некоторую осторожность.

Читайте также: Игру "дочки-матери" придумали… шимпанзе!

Фото: AP

Дабы убедиться, что эта реакция является не просто спутником любопытства, ученые усложнили эксперимент: начали показывать макакам сразу по две фотографии. На одной из них были изображены члены стаи, недавно покинувшие ее, а на другой — наоборот, недавно принятые. Но и тут обезьяны дольше рассматривали фотографии "ушельцев", пусть даже физиономии тех были изучены ими в свое время вдоль и поперек. Макаки четко проводили грань между своими и чужими, основываясь на том, состоят ли запечатленные на снимках особи в их группе или нет.

После первого этапа психологи решили установить, какие ассоциации у испытуемых вызывают обе фотографии. Ученые скомпоновали снимкичужаков и свояков вместе с фотографиями как приятных для обезьян предметов — таких, как фрукты, так и с изображениями неприятными — в частности, пауками.

Увидев портрет инсайдера в паре с фруктом, макаки быстро теряли к подборке интерес. Точно такой же реакцией сопровождалось разглядывание снимка аутсайдера в паре с пауком. А вот когда изображение соплеменника-члена стаи оказывалось рядом с фотографией того же паука, обезьяны "зависали" надолго: в их головах не укладывалось, как это хороший "свой" мог оказаться в паре с чем-то плохим. Мы бы назвали это когнитивным диссонансом, но макаки не умеют мыслить такими категориями. Это, по мнению ученых, доказывает тот факт, что обезьяны не только с легкостью отличают своих от чужаков, но и заранее ожидают от "посторонних" какого-нибудь подвоха.

Кстати, в обезьяньем мире процветает и такая "человечная" вещь, как проституция. В частности, самцы длиннохвостых макак платят за секс с самками сеансом вычесывания.

Это наблюдение сделали сингапурские исследователи, понаблюдав за поведением крупной — порядка 50 особей — стаей обезьян, обитающих на индонезийском острове Калимантан. Самок в ней было меньше, чем самцов, поэтому последним приходилось тратить на завоевание дамы сердца больше времени, чем при равной гендерной пропорции. Так, совокупляются обезьяны в среднем полтора раза в час, однако если самец перед сексуальными игрищами вычесывает самку, она куда охотнее отвечает ему взаимностью и частота сношений возрастает до 3,5 раза в час. Кроме того, побывав в руках "стилиста", самка уже не ищет удовольствий на стороне.

Обезьянья интерпретация товарно-денежных отношений наглядно показывает, что с основами экономики макаки, похоже, знакомы получше некоторых людей. Руководитель исследования Майкл Гумерт из Технологического университета Сингапура говорит, что такие отношения заметно отличаются от взаимного альтруизма, когда обезьяны по очереди вычесывают друг друга: законы рынка действуют в животном мире ничуть не хуже, чем у людей, и самки понимают, когда можно набить себе цену, а когда ломаться не стоит. Так, если вокруг много соперниц, самки соглашаются отдаться после восьми минут ухаживания, а если число самцов значительно превосходит число самок, последние требуют вычесывать их уже не менее 16 минут.

Читайте также: Шимпанзе бонобо — первые "дети цветов"

Итак, судя по всему такие пороки, как ксенофобию и проституцию люди унаследовали от обезьян. Правда, у них эти поведенческие программы порочными отнюдь не являются — ксенофобия позволяет сохранять целостность стаи, а проституция стимулирует самцов сохранять верность определенным самкам и помогать им ухаживать за детенышами. Однако в современном человеческом обществе эти стереотипы поведения явно атавистичны, поскольку прямой эволюционной выгоды не приносят. Наоборот, от них одни неприятности…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить