Зарубежный взгляд: инсайд как модный российский бизнес

Журналисты популярного американского интернет-СМИ считают ситуацию, сложившуюся вокруг "инсайдерского" скандала в "РусГидро", показательной и полностью отражающей текущую российскую экономическую и политическую действительность. В вышедшей статье, посвященной письму британского регулятора FSA регулятору российскому — ФСФР, анализируется взаимосвязь хищений денег через генподрядчика госкомпании и обвала котировок бумаг на лондонской бирже.

Americantelegraph проводит краткий экскурс в историю: если в "девяностые" российские чиновники часто делали состояния за счет получения миллионных и миллиардных откатов, то сегодня, отмечают американцы, ситуация кардинально изменилась. Чиновники стали в большей степени предпринимателями, которые следят за биржевыми котировками, влияют на заключение сделок и имеют хорошее представление о сильных сторонах офшоров. У госчиновников и сотрудников госкорпораций, многие из которых имеют листинг на Нью-Йоркской, Лондонской и других крупнейших мировых биржах, страх быть пойманными зачастую отступает перед соблазном нажиться на продаже инсайдерской информации. Зарубежные исследователи, разделяющие подобные тезисы, прогнозируют: продажа инсайда вскоре станет отдельным направлением чиновничьего бизнеса в России, ведь подобная торговля, как правило, не создает проблем и является практически недоказуемой.

Британский регулятор — Инспекция по контролю за деятельностью финансовых организаций (FSA) — всерьез задается вопросом: кто может служить источником инсайдерской информации о встречах российских властных структур? На днях ряд отечественных и зарубежных СМИ сообщили о письме FSA руководителю ФСФР Дмитрию Панкину. Из текста послания следовало: две брокерские фирмы с российскими бенефициарами совершили на LSE короткие продажи депозитарных расписок "РусГидро" после предполагаемого получения инсайдерской информации от высокопоставленного российского источника.

Как отмечает Americantelegraph, указанные события предшествовали заседанию президентской комиссии по стратегическому развитию топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, состоявшейся 13 февраля. Президент России Владимир Путин на заседании устроил разнос руководству "РусГидро", после чего потребовал от главы МВД Владимира Колокольцева разобраться с возможными хищениями денег компании через генподрядчика "Гидрострой".

Жаркий ход заседания, вероятно, инвесторами однозначно был воспринят как негативная новость для бумаг компании. Между тем, как отмечается в письме FSA, повестка заседания, позволяющая предсказать кратковременное падение котировок, широкой публике заранее известна не была. Однако понижательная тенденция наблюдалась в акциях еще за несколько дней до даты заседания президентской комиссии. Объем торгов при этом был аномально высок. За развитием событий в основном следили блогеры, в крупных СМИ подробности истории практически не освещались, что неудивительно: по версии британского регулятора, связующим звеном между офшорными компаниями и российской властью мог выступить советник вице-премьера Аркадия Дворковича Александр Устинов. Именно он сообщил дилерам подробности готовящегося заседания Комиссии, предполагают в FSA. Суммы нелегального дохода в письме FSA не фигурируют. Однако в блогах посчитали, что на LSE инсайдеры могли заработать порядка 40 млн. руб. за 5 торговых дней, на ММВБ аналогичный доход мог превысить 110 млн руб.

Похоже, что события могут иметь политическую подоплеку. Как сообщало Агентство Политических Новостей, 8 июня 2012 года вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович назначил совещание с главами крупнейших нефтяных компаний страны. Однако случился казус: почти все участники предстоящей встречи приглашение проигнорировали, поскольку дата совпала с первым заседанием "Нефтяного клуба" Игоря Сечина. "Подставил" Дворковича выбором неудачной даты совещания его же советник Александр Устинов, который до перехода в Белый дом трудился в экспертном управлении президента. К слову, в кулуарах "Нефтяной клуб" был разрекламирован как "клуб Путина".

Понимание того, что век современных технологий уже наступил и Россия не находится за железным занавесом, приходит в российское общество постепенно. Истории наподобие дела "РусГидро" уже давно перестали быть исключительно внутрироссийскими. Только за один торговый день (31 января) котировки ADR "РусГидро" на LSE снизились на 1,78 процентов, что обернулось для России (государству через Росимущество принадлежит более 60 процентов обыкновенных акций) убытками на сотни миллионов долларов США. Но ведь подобные случаи затрагивают еще и интересы иностранных инвесторов и зарубежных бирж. Поэтому расследовать выходки высокопоставленных российских чиновников могут посчитать делом чести и правоохранительные органы других стран. Да, Россия приняла закон об инсайде, сотрудники ФСФР научилась обнаруживать злоупотребления на финансовых рынках, хоть порой и пытаются делать вид, что "тайное знание" им по-прежнему недоступно. Российское законодательство, конечно, еще предстоит приводить в соответствие с западными стандартами — например, в части соотнесения объемов незаконно полученного дохода от использования инсайдерской информации. Ведь если на Западе предметом разбирательств могут стать даже 5 тысяч фунтов, то с таким взглядом на проблему России тоже придется считаться если не сегодня, то уже завтра.

Обсудить