Строка в законе закрыла полмиллиона частников

Продвижение в рейтинге Doing business, оценивающем климат для ведения бизнеса в странах мира, является важной задачей для России. В этом году РФ поднялась аж на 20 позиций. О том, каков в действительности бизнес-климат в нашей стране в прямом эфире "Правды.Ру" рассказал депутат Госдумы, лидер движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев.

— Иван Дмитриевич, как изменился сегмент малого и среднего предпринимательства России сегодня по сравнению с предыдущими годами? Благоприятен ли сегодня климат для бизнеса в нашей стране?

— Я думаю, что надо от фактов все-таки идти. Как только был принят закон, по которому социальные платежи увеличиваются фактически вдвое для индивидуальных частных предпринимателей (что случилось в этому году), то полмиллиона из них закрылись. Часть из них были настоящие, часть — ненастоящие. Тем не менее, это факт, простой и понятный, — полмиллиона частных индивидуальных предпринимателей закрылись.

Что касается торговых малых предприятий, а это на самом деле, большинство малых предприятий страны, то мы видим, что идет повсеместное наступление сетевого бизнеса. Идут разные разговоры, что одни рынки плохие, другие — еще хуже, на которых малые предприниматели были. По факту осуществляется повсеместное вытеснение сетями. Это десятки тысяч рабочих мест во многих городах, не только в Москве — в большинстве крупных городов страны сетевое наступление на малый бизнес. Можно продолжать с точки зрения, допустим, затрат на электроэнергию, с точки зрения налогов, то есть ситуация — она, конечно, хуже, чем была, допустим, три года назад.

Для меня чрезвычайно важна оценка, когда я иду в молодежную аудиторию (например, к студентам народно-хозяйственного, бывшего экономического вуза, или политехнического — неважно), я часто спрашиваю их, кто бы из вас хотел начать свое дело? Кто считает, что самая правильная карьера в жизни — взять и сделать свое дело? В хорошие годы положительно отвечают до 30 процентов аудитории, иногда даже половина. А когда годы похуже, когда бизнес-климат плохой, то это 3-4 процента, то есть отдельные совершенно лица. И сейчас я вижу такую картину опять. Причем, 3-4 года назад неожиданно был всплеск, после выхода из кризиса 2008 года, когда страна быстро шла в рост. Достаточно много желающих было начать свое дело. Вот по совокупности этих объективных и субъективных факторов, я думаю, что, конечно, сегодня существенно хуже, чем несколько лет назад.

— Вот и для меня было удивительно, когда вышел очередной мировой рейтинг Doing Business, в котором Россия, наоборот, продвинулась по показателю бизнес-климата на 20 позиций вперед! То есть составители рейтинга решили, что у нас улучшился климат для ведения бизнеса. Как вы считаете, с чем это связано?

— Меня, признаться, тоже вначале оторопь взяла. Потом подумала, что это из серии этих индексов, которые абсолютно не соответствуют объективной реальности. Мы знаем по вузам, что наши вузы, в том числе МГУ, оказывается, во вторую сотню не входят в списке мировых вузов. Я общаюсь с выпускниками и Гарварда, и Кембриджа как депутат, и знаю прекрасно их выпускников, выпускников нашего физтеха, нашего физфака. Я абсолютно уверен, что наши в среднем лучше, и их охотно берут туда работать, особенно на исследования. Но, почему-то, вузы, которые их выпускают, по коэффициентам, по рейтингам оказываются совершенно далеко внизу. Это просто говорит о том, что эти рейтинги практически никакого отношения к объективной реальности не имеют. Где-то, может быть, они для других стран дают ориентиры, но я думаю, что для нас это абсолютно не так.

— Однако эти рейтинги берутся на веру и в России. Мы же помним, что весной 2012 года Владимир Путин обозначил рост России в рейтинге Doing Business одной из приоритетных задач.

— Но в этом, кстати сказать, и опасность. А, вернее, опасность в том, как реагируют наши министры на эти рейтинги, им же задачу ставят не систему сделать более благоприятной, не страну сделать более благоприятной для ведения бизнеса и для жизни, а выполнить эти критерии. И они начинают бороться за выполнение этих критериев.

Взять, к примеру, рейтинг работы губернаторов. Слава Богу, выборы возвращаются. Но я смотрел критерии по оценке губернаторов — они настолько смешные. Там мнение избирателей, жителей — это 0,2 процента, а остальное все — вообще не имеющее прямого отношения к его деятельности. То есть, я думаю, что это, на самом деле, образец оторванности индексов от реальной жизни.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить