Будут ли исполнены "майские указы" президента в отношении зарплат бюджетников

Зарплатные обещания - день после выборов

Сокращение расходов на пять процентов по всем министерствам и ведомствам неизбежно. Инициатива поступила от минфина с тем, чтобы высвободить средства на приоритетные цели. Какие — пока остается вопросом. Эксперты склонны полагать, что деньги направятся на реализацию "майских указов" Владимира Путина, в том числе, на повышение зарплат бюджетникам.

Благодаря предложенному минфином урезанию расходов правительству удастся вычленить из бюджета порядка одного триллиона рублей. И доля этой суммы, по ожиданиям экспертов, направится на помощь регионам в выполнении "зарплатной" части "майских указов" по бюджетникам, с которой большинство регионов не в силах справиться самостоятельно. Как показало исследование рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P), проведенное в августе, социальные расходы сейчас занимают более половины трат регионов, что существенно ограничивает уровень их гибкости в управлении расходами.

Читайте также: Государство пошло в вузы кривой дорогой

Напомним, что согласно указу президента, подписанному в мае 2012 года, к 2018 году реальная зарплата бюджетников по всей России должна увеличиться в 1,5 раза. При этом с 1 октября нынешнего года, как предусматривает Трудовой кодекс, зарплата работников федеральных госучреждений во всех регионах вырастет на 5,5 процента. Такая индексация оплаты труда проводится ежегодно и связана с инфляцией. Однако выполнение этой задачи в существующих реалиях для многих субъектов стало крайне затруднительно.

"Ряд регионов, несомненно, не сможет самостоятельно исполнить данные обязательства, поскольку даже текущие выплаты в полном объеме финансировать не способен, — рассказал "Правде.Ру" аналитик ИХ "Финам" Анатолий Вакуленко. - Несомненно, определенная часть средств используется нецелевым образом, особенно в предвыборные периоды, однако ключевая проблема — в общем снижении бюджетных поступлений, связанном с замедлением темпов экономического роста, а также в том, что сейчас региональным бюджетам довольно сложно кредитоваться и размещать займы на мягких условиях".

Так, в не самом выгодном положении оказались работники бюджетной сферы из Новосибирской области. Дефицит регионального бюджета сложился на уровне 16 миллиардов рублей, о чем сообщил сегодня на заседании правительства министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. Таким образом, бюджета региона оказывается недостаточно для того, чтобы индексировать зарплату бюджетников. Для решения этой проблемы власти региона вынуждены будут урезать одну из ключевых статей расходов. В таком положении оказалась не только Новосибирская область, но и многие другие. Например, Брянская область, не досчитавшаяся 1,8 миллиарда рублей в казне от ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба", о чем сообщается на официальном сайте регионального правительства. В итоге складывается такая ситуация, когда ответственность за исполнение президентского указа ложится на федеральный бюджет.

Но с началом осени стало очевидно, что бюджетники рано обрадовались — весьма некстати на фоне "майских указов" Владимира Путина, рассчитанных на совершенно другие темпы развития экономики страны, произошло общее замедление роста российской экономики. Подкачали в этом году и доходы, которые, очевидно, предполагалось получить из энергетического сектора.

Читайте также: Майские указы Путина. Год спустя

Впрочем, вопрос конкретного источника финансирования не единственный в бюджетном секторе. Острой проблемой этой сферы стала разница в зарплатах бюджетников в зависимости от региона, где они трудятся. Так, например, в столице оклад работника госслужбы в два или даже три раза бывает больше оклада аналогичного специалиста за пределами МКАДа. Данная проблема была поднята на минувшей неделе в ходе встречи российских педагогов с премьер-министром Дмитрием Медведевым. С предложением об унификации зарплат учителей по всей стране обратился к главе правительства один из педагогов. Однако получил в ответ отказ. "Унифицировать нет возможности: вырастет экономика региона, вырастет и зарплата учителей", — обосновал свой отказ Дмитрий Медведев. Между тем, в предложении учителей эксперты увидели здравый смысл.

"В регионах бюджетники бывают разные. Есть бюджетники, которые получают зарплату выше 100 тысяч рублей (даже в регионах), а есть бюджетники, которые получают зарплату пять или семь тысяч рублей, что, на мой взгляд, просто недопустимо. Это не зарплата — это пособие для бедных, — поделилась своим мнением с "Правдой.Ру" заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева. - У нас обычно повышают зарплату в процентном соотношении. Выходит, что тот, кто получал 100 тысяч, при повышении на 10 процентов будет получать 110 тысяч, а кто получал семь тысяч, тот будет получать 7700 рублей. То есть кардинального изменения там не происходит. И получается, что у нас расслоение общества по материальному состоянию не только на бедных и богатых, но даже внутри бюджетников".

При этом депутат подчеркнула, что было бы наиболее правильно (в случае, если приоритетным направлением правительство обозначит статью расходов на бюджетный сектор) использовать высвободившиеся средства для повышения зарплат той категории бюджетников, уровень окладов которых очень низкий (медработники, нянечки в детских садах, младший медперсонал в поликлиниках и больницах и т. д.). Причем, по мнению Елены Афанасьевой, зарплаты бюджетников в разных регионах не должны существенно различаться.

"Задача федеральных органов — заботиться о том, чтобы человек не жил на грани бедности. И если требуется регулирование и законодательное закрепление конкретных цифр или конкретных сеток оплаты, то оно должно произойти. Потому что нельзя жить в одной стране, в разных регионах, и иметь абсолютно разные доходы за одну и ту же профессию", — заключает председатель комитета ГД.

Читайте также: России нужен одноглазый экономист

Конечно, в настоящей ситуации, когда государство вынужденно урезать расходы практически по всем статьям (что, впрочем, согласно заявлению Владимира Путина, секвестром не является), обсуждать уравнивание зарплат тружеников государственных служб по всей стране не время. При этом в стране до сих пор проявляется изжившая себя система поощрений и надбавок, к которой эксперты относятся противоречиво.

"Система надбавок довольно эффективно показывала себя в советское время, когда государство целенаправленно поддерживало миграцию в те регионы, которые считало необходимым развивать, — поясняет Анатолий Вакуленко. — Однако даже в плановой экономике это приводило к локальному росту цен (на рынках, в кооперативных структурах и на черном рынке). В текущих условиях это также может разогнать региональную инфляцию, затруднить для приезжих покупку жилья, осложнить для частных предприятий привлечение сотрудников. В общем, выбор для государства довольно сложный, поэтому решение может быть принято только на основе стратегического анализа".

Напомним, что "майские указы" были первыми документами, подписанными Владимиром Путиным после вступления на пост президента РФ в мае 2012 года. Они включают в себя указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, а также об обеспечении россиян доступным жильем и повышении качества коммунальных услуг.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить