В Астрахани урезают социальные программы и строят альтернативную энергетику

В начале года депутаты городского Совета г. Астрахани провозгласили пять приоритетных направлений своей деятельности. Год подходит к концу, и уже можно поговорить о том, как реализуются эти направления, какие дают плоды. Об этом, а также в целом о задачах и судьбах местного самоуправления мы беседуем с заместителем председателя городского Совета г. Астрахани Вадимом Владимировичем МОНИНЫМ.

- Вообще-то эти пять направлений не являются какой-либо новой политической доктриной. Это естественные задачи, которые стоят перед властью в любом городе, где бы он ни находился: в Америке, Азии или России... Ничего нового мы не выдумали и не провозгласили. Это не разовые задачи, поставленные на один год, а основные направления развития города на длительный период.
- Тем не менее вы их вычленили, и теперь можно поговорить о том, как идет работа в этих направлениях. Начнем с первого — открытость бюджета.
- По открытости бюджета предпринимаем целенаправленные шаги. Переходим на казначейское исполнение бюджета по здравоохранению. Постепенно перейдем полностью. Это технологический процесс, который требует некоторого времени. Тем не менее дело движется. Бюджет текущего года принимали уже практически пообъектно. Отчет о его исполнении публиковали в газетах. Экземпляры бюджета направили во все приемные должностных лиц и в библиотеки города. Как уже принято, недавно провели открытое заседание комиссии по исполнению бюджета за девять месяцев, на котором могли присутствовать все желающие. Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: желающих оказывается не так уж и много. Решение об исполнении бюджета будет также опубликовано в прессе. Но, собственно говоря, все это ново только для Астрахани и других российских городов, вообще же это общепринятая мировая практика.
- Значит, мы все-таки отстаем?
- Если брать Россию, то мы находимся где-то в первой десятке. Есть, конечно, особо продвинутые города, например, Санкт-Петербург, Новгород, которые опережают нас по объектному планированию.
Вторая задача, которая поставлена и выполняется горсоветом, — ревизия социальных программ. Вы сами представляете: у нас много ветеранов, инвалидов, малоимущих, которые получают помощь, пособия по различным программам. Иногда на одном и том же человеке несколько программ пересекаются. Управление социальной защиты провело поименный учет всех получателей дотаций с тем, чтобы исключить накладки и чтобы те небольшие суммы, которые идут на социальную поддержку населения, использовать более оптимально, расширить круг получающих помощь.
- Вадим Владимирович, но ведь чаще всего получатели пособий — люди отнюдь не богатые. И то, что они получают, в сущности — крохи... Стоит ли отбирать их?
- Естественно, речь идет не о том, чтобы отобрать что-то у бедных, а о том, чтобы навести порядок в социальной сфере. Немало случаев, когда пособия, льготы получают те, кто на самом деле в них не нуждается. Кроме того, сейчас на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится новый закон "О внесении изменений в закон об оплате жилищных услуг". Согласно проекту закона, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг будут упразднены, а деньги, которые шли на погашение льгот, будут предоставляться нуждающимся гражданам адресно. Так что проделанную работу можно считать одновременно и подготовкой к переходу на новый закон.
- Вот мы и подошли к самой, пожалуй, насущной и болезненной теме — жилищно-коммунальная реформа.
- Да, вопрос действительно болезненный. Ход реформы зависит в основном от федерации. Та программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которую представила нам федерация, меня, как и большую часть депутатов горсовета, не устраивает — она перекладывает всю тяжесть реформы на плечи потребителей.
- Изменить генеральную линию реформы ЖКХ горсовет, естественно, не может, но одной из задач депутаты наметили сделать все, что возможно, чтобы облегчить бремя ее для простых астраханцев.
- Да, такую задачу мы ставили. С этой целью, в частности, при комиссии по экономике и городскому хозяйству создан экспертно-консультативный совет. Не так давно на его заседании рассматривались вопросы о договорах на обслуживание жилья. На обсуждение, кстати, были приглашены специалисты, не работающие в городской системе, — депутат Госдумы Астраханской области Алексей Зиборов, председатель ассоциации ТСЖ Галина Николаевна Боброва, председатель общества защиты прав потребителей Наталья Александровна Беляева. Но более всего нас волнуют, конечно, проблемы энергетики. Понятно, что мы вряд ли что-то можем сделать в этой области, это российский вопрос. Ситуация в Астрахани здесь мало отличается от других городов. Я считаю, что за всеми проблемами энергетики стоит интерес к разделу отрасли, что кризис этот спровоцирован, энергии в стране достаточно. Но так или иначе, а разрешать кризис необходимо.
В связи с этим рассматривается вопрос о создании так называемой муниципальной малой энергетики. Суть ее — установка мини-электростанций в различных районах города. КПД котлов, которые работают на наших электростанциях, — всего 30%, тогда как современные котлы дают отдачу до 96 процентов.
- На какой стадии находится сейчас проект?
- Есть предложения по типам электростанций, по кредитным организациям. Это единственный выход из кризиса — создание альтернативной энергетики. Представьте, если такие электростанции будут работать в разных районах. Это означает, что не надо тянуть огромное количество труб, нет таких потерь в сетях. Это очень важно. Стоимость энергии нынче такова, что все эти потери очень больно бьют по кошельку потребителей — ведь расплачиваться приходится в конечном итоге им.
- Энергетика — наиболее острая, но не единственная часть жилищно-коммунальных проблем.
- Вторая часть — обслуживание жилья. Здесь тоже назрело несколько первоочередных задач. Первая — необходимо преобразовать ЖЭКи в муниципальные предприятия. Сегодня они являются некоммерческими организациями. Такой статус им был придан когда-то для того, чтобы облегчить налоговое бремя. Сегодня налоговых льгот они так и так не имеют, а для граждан этот статус создает немало проблем, так как подавать в суд на некоммерческую организацию практически бесполезно: собственности у нее нет, а значит, и взять с нее нечего.
Вторая проблема, работа над которой идет уже давно, — заключение договоров между потребителями и поставщиками услуг. Формы договоров уже отработаны, теперь задача уговорить и тех, и других заключать их. Мера эта пока не слишком популярна. Для граждан это лишняя возня, для предприятий же — ответственность.
Идет работа по созданию в городе единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ). Такой центр полностью берет на себя сбор средств с абонентов и пересылку их предприятиям — поставщикам услуг. Это очень удобно для граждан — все услуги можно оплатить в одном окошке. Особенно для тех, кто получает субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Уже сейчас субсидий предоставлено на восемь миллионов. С отменой льгот получателей станет еще больше. Сейчас, чтобы получить право на субсидию, надо обегать все предприятия, поставляющие коммунальные услуги. С созданием ЕРКЦ эта необходимость отпадет. Такие центры существуют в Ставрополе, Тамбове и успешно действуют.
- Когда же такой центр откроется у нас?
- Проект уже готов, осталось решить некоторые технические проблемы. Надеемся, что к концу года центр начнет действовать. Помимо удобства для потребителей, ЕРКЦ будет выполнять еще одну функцию — контроль за качеством услуг. В каждом ЖЭКе есть оператор, который фиксирует вызовы граждан. По этим обращениям создается база данных, на основании которой единый системный оператор ЕРКЦ будет отслеживать качество услуг. Ну, например, если где-то на улице, скажем, Куликова протекла крыша, по вызову жильцов был произведен ремонт, а через неделю снова вызов по этому же адресу — тут уже понятно, какого качества была услуга.
Еще одна задача, очень сложная (хотя все они непростые) связана с созданием территориальных органов местного самоуправления. У нас действуют ЖСК, ТСЖ, но, к сожалению, люди отказываются от участия в них. Хотя есть и примеры вполне успешно действующих товариществ собственников жилья, например, ТСЖ на ул. Герасименко. Здесь, как и везде, многое зависит от личности, энергии руководителя. Проблем у таких сообществ полно, и часто, попробовав, люди бросают это дело. Хотя я считаю, что за ними будущее и только через привлечение самих жильцов к управлению домами можно навести порядок в жилищном обслуживании.
- А теперь о самом неприятном — о тарифах на коммунальные услуги. Каждый раз после повышения их прокатывается волна недовольства, протестов, митингов. И тем не менее тарифы растут. Кто и на основании чего их устанавливает?
- Существует положение, в котором подробно, поэтапно расписана методика расчета тарифов, мы его приняли еще в прошлом году. На основании этого положения наше управление экономики производит расчеты. И надо сказать, ни разу не было случая, чтобы управление допустило какие-либо грубые ошибки, мы полностью доверяем нашим специалистам.
- Тем не менее кто-то их проверял?
- Мы проводили аудит, к которому привлекали независимые компании из Москвы. И вы знаете, какое заключение дала проверка? Нам предложили еще больше поднять тарифы — с точки зрения москвичей, наши предприятия получают слишком мало.
Ну, а то, что тарифы растут, тут главная проблема — энергоносители. Повысили цену на газ, а у нас в городе большинство котельных работает на газе, следовательно, пошла вверх стоимость услуг. То же самое с ростом тарифов на железнодорожный транспорт. Это проблема монополий.
- Вадим Владимирович, сейчас в госсовете рассматривается новый проект закона о местном самоуправлении. Как оценивают его депутаты Городского Совета и вы лично?
- Реакция на новый закон неоднозначная. Во всяком случае, это точно не панацея от всех проблем и бед местного самоуправления. Что настораживает: во-первых, когда принимали Конституцию Российской Федерации, шли жаркие споры о том, какой статус придать местному самоуправлению, государственный или общинный. Приняли общинный. Новый проект закона подразумевает, что местное самоуправление — все-таки часть государственной системы. Это не хорошо и не плохо, но это, мягко говоря, корректирует положение Конституции. Кроме того, много в проекте юридических ляпов, непонятных, расплывчатых терминов. Конечно, в процессе работы все это еще не раз будет исправляться.
Есть и положительные моменты. Наконец происходит разграничение полномочий государственных и муниципальных органов — проблема, которая не решалась на протяжении десяти лет и которая привела, в частности, к образованию огромных долгов по энергетике. Это несомненный плюс. Второй серьезный момент — так называемая проблема "матрешек", когда на одной территории действует и районное, и муниципальное образование, например, администрацияКрасноярского района и поселка Красный Яр — то, что не предусмотрено ни Конституцией, ни законом о местном самоуправлении. Теперь за счет раздела полномочий эта проблема также снимается. Решается, наконец, назревшая и перезревшая проблема межбюджетных отношений.
Конечно, давать окончательную оценку закону рано — еще неизвестно, в каком виде он выйдет из Госдумы РФ. Но в сегодняшнем виде он не ослабляет, а напротив, усиливает позиции местного самоуправления. А самое главное, закон, если он будет принят, поставит точку в споре о том, быть или не быть местному самоуправлению, который неожиданно вновь всплыл в этом году.

Беседовала В. ИОШКО,
обозреватель "Волги".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить