В поисках монополии

"У нас в любое время года задача – перезимовать"
Взявшись за оптимизацию городских теплосетей, ПТЭК выработала инвестиционную программу, а также повысила тарифы и сменила руководство ключевых структур. Начало идиллическое: зима нынче выдалась спокойной. Пермь ныне "отметилась" только одной серьезной аварией – в Мотовилихе. ООО "Пермская топливно-энергетическая компания" считает благополучие областного центра на фоне России во многом своей заслугой.

Однако всенародно любимой в этой связи ПТЭК не стала. Сейчас она – собрат по "несчастью" московского ЗАО "Корпорация "Современный город". Оба выходят на лидирующие позиции по упоминанию в СМИ. Обоих неумолимо преследует цепь скандалов. В каждом случае причина – аренда муниципальных предприятий.

И – уже без идиллий – действия "Пермской топливно-энергетической компании" в деле оптимизации тепловой отрасли вызывают как минимум смешанные чувства.

Принцип идеального нуля
Договор о передаче в аренду ПТЭК двадцать одной муниципальной котельной был подписан в конце ноября 2002 года, как раз во время обострения отношений с "Пермрегионгазом" (ПРГ и сам претендовал на аренду ТЭЦ, а шаг мэрии называл попыткой уйти от долга в 10,5 миллиона рублей). "Топливно-энергетическая" приняла на себя головную боль муниципалитета (по-видимому, именно это должно оправдать отсутствие тендера) и начала выплачивать долги (по словам руководителей, уже покрыто две трети старой задолженности).

Однако параллельно с этим были значительно повышены тарифы. Постановление администрации N 664 от 11 марта установило среднюю стоимость тепловой энергии в диапазоне от 252 до 477 рублей (против 107-361 руб./Гкал в декабре 2001 года). Гендиректор баскетбольного клуба "Урал-Грейт" Павел ЛЯХ (именуемый СМИ то учредителем, то "ключевым руководителем" ПТЭК, первым вице-мэром Василием ЦЫГАНКОВЫМ – "ну, тоже инвестором", а сам предпочитающий называться финансовым консультантом ООО "Пермская топливно-энергетическая компания") заявил, что мартовское повышение оправданно.

Павел Лях:
– "Гортеплоэнерго" – убыточное предприятие, администрации всегда приходилось искать возможность для затыкания дыр. Финансовая политика была совершенно не продумана. А предприниматель не может ждать помощи со стороны властей, он должен работать и зарабатывать деньги сам.

Принятые 11 марта тарифы позволили придти к балансу, идеальному нулю. С их помощью мы компенсировали затраты на газ, воду, частично – заработную плату. Правда, повышение – я признаю – получилось достаточно большим.

Павел Лях также признал, что зарабатывать деньги на обслуживании населения практически невозможно. Поэтому в тарифе арендатор видит лишь подпорку и объясняет повышение цен потребностью в увеличении рентабельности муниципальных котельных: из всех взятых в аренду ПТЭК станций рентабельны только 5 (в их числе и "бриллиант" пермского теплоснабжения станция "Кондратово").

Чтобы справиться со своей главной предпринимательской задачей, а попутно удовлетворить аппетиты муниципалитета, ПТЭК разработала инвестиционный план на 30 лет (именно на столько котельные сданы в аренду). Он предусматривает модернизацию муниципальной системы теплоснабжения (сейчас из 20 станций "Гортеплоэнерго" только 11 работают на газе; 3 – на мазуте, 5 – на угле и 1 – электрокотельная), уже прошел экспертизу городского комитета ЖКХ и управления экономики, с примечаниями чиновников отправлен обратно в ПТЭК. В соответствии с планом, компания намерена вложить в подведомственные ей ТЭЦ 200 миллионов рублей. При этом 80 миллионов может быть истрачено уже этим летом – такое пожелание озвучили власти. Радует, что сама "Топливно-энергетическая" в реальности исполнения рекомендации сомневается – в противном случае, на оставшийся срок аренды инвестиции должны были составить всего по 200 тысяч рублей на каждую станцию.

...амбарного замка
Сама по себе схема, по которой муниципалитет взялся за модернизацию системы теплоснабжения, совершенно разумна. Она позволяет – как минимум – централизовать финансовые потоки. Теоретически, это можно было бы осуществить и без привлечения частника, однако только приход инвестора гарантирует вложения в отрасль. Теплоснабжение – не та сфера, которая позволит зарабатывать, ничего не потребовав взамен, в то время как муниципалитет, со своей стороны, в инвестициях не заинтересован (отбросив интересы населения – чем больше затрат, тем больше компенсаций). Тем более, арендатор будет не только инвестировать, как в случае с "Пермводоканалом", но и, заявил начальник департамента имущественных отношений Владимир БИРЮКОВ, исправно вносить арендную плату.

Передача муниципальных объектов в частные руки – идея, к которой уже даже не надо приучать обывателя. Она, как и все новое, подразумевает максимальную открытость и законность. Однако реализация политики во благо началась если не с незаконных (это установит прокуратура), то максимально некорректных действий, сильно смахивающих на известное со времен "совка" стремление гнать к счастью пинками.

18 марта новый владелец поставил на входе свою охрану, представителей управленческого аппарата на рабочие места не допустили, а из бухгалтерии был изъят ряд важных документов. Вице-мэр Василий Цыганков в интервью корреспонденту "ПО" на вопрос – почему было необходимо стартовать с, казалось бы, заведомо проигрышной позиции? – прямого ответа не дал, позволив себе изъясняться метафорично: мол, при покупке квартиры владелец ставит новый замок, чтоб преградить путь в жилище чужим людям. За "чужого" в данном случае, по-видимому, было принято руководство многострадальной Кондратовской.

При этом улаживание отношений с кондратовским коллективом власти называют одним из важнейших итогов зимы-2003, по-видимому, упуская, что разжигание этого конфликта – также их заслуга.

...перевернутой пирамиды
Если закрыть глаза на оставшиеся формальности, процесс передачи муниципальных котельных в частные руки можно считать завершенным. Причем прошел он, что называется, по полной программе: с шумом, гамом, ликвидацией муниципальных предприятий и сменой руководства ключевых структур.

Кондратовская теплостанция таки лишилась бессменного, возглавлявшего ее в течение двух десятков лет директора Александра ГАЛКИНА. Покинул он и некогда вверенную ему ПТЭК (сейчас на ООО "правит" бывший сотрудник "Пермэнерго" Николай КУЛЫГИН, а позже на этот пост придет некий "видный предприниматель и чиновник городской администрации"). По заверению властей, Галкин ушел добровольно, по другим сведениям – его "ушли" (называется даже номер соответствующего постановления главы). Сам Александр Вениаминович пока комментировать свой уход отказался, заявив лишь, что он со своей задачей на посту руководителя ПТЭК справился, "личных обид и амбиций не имел и не имеет". Сейчас официально находится в отпуске. На вопрос о дальнейшей трудовой деятельности отвечает неопределенно: "предложений пока не поступало".

Подписано и постановление главы Перми Аркадия КАМЕНЕВА о ликвидации муниципального предприятия "Тепловая станция "Кондратово" (N 786 от 21 марта 2003 года). Сейчас все работники котельной – а это около 120 человек – получили уведомления об увольнении. Правда, как нам объяснили, это совершенно законно, и не позднее, чем через два месяца коллективу будут сделаны предложения о переводе на другую работу, то есть в новорожденную компанию. Однако в свете последних событий настрой работников оптимистичным не назовешь. Один из сотрудников, пожелавший остаться неизвестным, поведал нам: "Мы не уверены в себе – раз; мы уже должны готовиться к следующей зиме, но не готовимся – два".

В отношении МП "Гортеплоэнерго" ситуация складывается аналогично. Это муниципальное предприятие, сообщил Владимир Бирюков, тоже ликвидируют, но уже по мере передачи котельных МП в аренду (сейчас реально в ведении ПТЭК находится только один объект, документы по остальным оформляются). Ныне экс-директор "Гортеплоэнерго" Виктор ЧЕПКАСОВ также освобожден от занимаемой должности. Официально оглашенная формулировка – "по собственному желанию". Видимо, это симптоматично.

Как заявляют в ПТЭК, теперь они набрали руководителей, которые в состоянии работать в новых условиях: "Мы знаем, на кого опереться". Правда, кто именно возглавит ключевые структуры, пока не сообщается (отметим, что фактическим директором "Кондратово" сейчас является руководитель ликвидационной комиссии и зам. директора "Топливно-энергетической" Янина ЦИПЛЯКОВА). Объясняя уход руководителей "старой формации", Павел Лях заявил, что с приходом новой команды надо начинать командную игру. Между тем, заявил он, прежний руководитель ПТЭК и "Кондратово" так и не смог перестроиться и "по-прежнему ставил Кондратовскую котельную приоритетом". То есть, то ли харизмой не вышел, то ли делиться не захотел.

Изменения (а именно – сокращения) в управленческом аппарате еще ожидаются. Это неизбежный процесс в случае слияния родственных структур: одному предприятию бессмысленно иметь два плановых отдела или, скажем, две бухгалтерии. Рабочих же пока оставят на местах. Массовые увольнения этого персонала фактически невозможны – зарплата у них невысокая, привлечь профессионалов высшего класса пока не позволяет, а внедрение автоматики, которая заменила бы высокозатратный ручной труд, – перспектива, но не самого ближайшего будущего.

...широкой спины
Городская администрация, шаг за шагом скидывая с плеч тяжкое бремя муниципальной собственности, не отрицает своей беспомощности. На встрече с коллективом Кондратовской котельной одна из сотрудниц задала вопрос: а почему станцию не передали рабочим? На что получила резонный ответ: "У вас есть деньги? Нет. Вот и у нас нет!". Муниципальное хозяйство нуждается во вложениях, которые, по традиции, власти осилить не могут. И тогда, простите за тавтологию, так же уже по традиции приходят ОНИ.

ПТЭК оценивает свои задачи совершенно реально, бизнес-намерений в отношении теплоснабжения города не скрывает. Предпринимателей привлекает не "короткий рубль", а монопольность этого бизнеса, обеспеченная некогда принадлежностью к муниципальным структурам. "Монополист по определению не может жить плохо", – заявил Павел Лях.

Тем более что, как оказалось, ПТЭК передали не самую запущенную часть хозяйства. Сейчас на балансе компании – 36 километров сетей. Из них только 3,5 км – ветхие. В то же время общий износ городских теплосетей составляет 70-75%. Муниципалитет объясняет эту "нестыковку" со свойственной непосредственностью: мол, формулировка "возьми, боже, что нам негоже" для серьезного инвестора не годится – он не альтруист, а бизнесмен.

Однако сейчас "Пермская топливно-энергетическая компания" обеспечивает всего около десяти процентов теплоснабжения (70% тепла производят станции "Пермэнерго", около 17 – ведомственные котельные). В идеале для полной монополизации необходимо свести под одно крыло максимум родственных предприятий. Получается, оперируя через ПТЭК, власти были бы не прочь попытаться подвинуть одного из самых мощных монополистов.

Тем более, что вопрос о возможности создания единой общегородской теплосети открыт. Активно его никто не обсуждает, однако право на жизнь подобная реформа уже получила совершенно официально.

Василий Цыганков:
– Может быть, когда-нибудь мы к этому и придем. Есть ТЭЦ-6, ТЭЦ-9, очень много ведомственных котельных. Они обслуживают немного домов, но разбросаны по всему городу. Чтобы собрать станции воедино, нужна какая-то мощная группа, компания, которая сначала должна вложить в отрасль очень большие деньги.

Проводя аналогию с упомянутым выше "Современным городом": в свое время директор корпорации Андрей ВОЛГИН отрицал принадлежность "СГ" к "Интерросу", однако губернатор Пермской области Юрий ТРУТНЕВ на пресс-конференции заявил, что за столичной компанией стоит именно эта потанинская структура.

Кто знает, какого крупного бизнесмена можно обнаружить за спиной ПТЭК? Ведь главное, похоже, – просто хорошо поискать.

Анастасия Лебедева, "Пермский Обозреватель"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить