Большие проблемы мелких торговцев

В Москве исчезают мелкие торговые объекты и появляются крупные. Правда, их не хватает. Об этом в рамках прошедшей пресс-конференции рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. По количеству торговых площадей на душу населения столичный регион опережают не только европейские города, но и некоторые российские.

В частности, с торговым обеспечением дела обстоят лучше в Санкт-Петербурге и Казани, а также в Краснодаре, который, стоит отметить, даже не является городом-миллионником. В Европе же преимущество перед Москвой в этой сфере имеет любой среднестатистический город.

Если на 1 января 2011 года в столице насчитывалось 63,5 тысяч торговых объектов, то к 1 января 2012 года их осталось только 53,1 тысяч, передает РБК. То есть за минувший год было ликвидировано около 10 тысяч торговых объектов. Это происходит за счет снижения числа мелких торговых точек. В частности, столичные власти продолжают закрывать рынки, которых еще несколько лет назад насчитывалось 138. Вместо указанных объектов в Москве пытаются обеспечить потребности населения за счет возведения крупных торговых центров. "Это подтверждает, что город рассматривает торговлю как один из приоритетов", — прокомментировал Шаронов.

Тем не менее, чиновник отмечает, что город заинтересован в появлении новых торговых объектов, так как это приведет к повышению качества обслуживания, росту конкуренции, "а значит и снижению торговой наценки, которая сейчас по ряду товаров слишком высока". Зачем власти снижают количество торговых точек, раз хотят увеличивать это количество, не поясняется.

Читайте также: Киоски прессы: Нас спасет только табак

Впрочем, данная мера пользуется большой популярностью у населения. Как правило, во всех опросах граждане отвечают, что поддерживают борьбу с палатками, киосками, минимаркетами и прочими подобными сооружениями. Как правило, основным аргументом "за" становятся эстетические соображения: по мнению москвичей, палатки уродуют облик города, способствуют появлению мусора и неприятного запаха, собирают вокруг себя представителей неблагополучных слоев населения. Кроме того, жители столицы не доверяют качеству продукции, реализуемой в палатках. Особенно это касается палаток, где продуют продукты питания без фабричной упаковки, собственного изготовления: шаурму, кур-гриль, бутерброды и прочее.

В то же время, все эти проблемы легко решить, и не прибегая к таким радикальным мерам, как полный снос палаток. Соответствие окружающему городскому пейзажу можно в каждом конкретном случае решить с помощью архитектурной экспертизы, и удалить ларьки только оттуда, где они данный пейзаж действительно уродуют. Например, из центральной части столицы, где палатки загораживают собой исторические здания, или с территорий единых архитектурных комплексов. Однако в спальных районах негативное воздействие внешнего вида ларьков на облик города невелико. Представляется, что в окружении панельных девятиэтажек пользы от них больше, чем вреда архитектурному облику. Продукция же палаток в любом случае проверяется соответствующими службами на предмет соответствия качеству. И если граждане по какой-то причине этому качеству массово не доверяют, возможно, это лишь повод для властей задуматься, по всем ли правилам проходит экспертиза.

Тем не менее, борьбу с палатками правительство Москвы ведет уже не первый год. Началась она еще при Юрии Лужкове. Регулярно анонсируется, что до конца года ларьки с улиц столицы исчезнут, и регулярно то же обещание повторяется в начале следующего года. Ларьков становится меньше, но полностью они не исчезают никогда. Возможно потому, что, при всех своих недостатках, все-таки удобны населению, возможно потому, что, кроме этого, являются шансом на свой бизнес для сотен тысяч людей. Ведь крупные торговые сети контактируют с крупными поставщиками — начинающему предпринимателю там делать нечего. В то время как палатка — это способ начать и развить свой малый бизнес. Похоже, эти соображения были, наконец, учтены и власть имущими.

Читайте также: Депутаты готовят экономике РФ встряску

Андрей Шаронов подчеркнул, что в 2012 году в Москве увеличилось число площадок для проведения ярмарок выходного дня со 126 до 148. За год прошло 5,6 тысяч ярмарок с участием товаропроизводителей более чем из 50 регионов. И в планах правительства и в дальнейшем увеличивать их число.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *