Дотации регионам России

"Привычка жить на дотации не искоренена"

Рынок труда России десятилетиями централизуется вокруг Москвы и отчасти Санкт-Петербурга. Что в регионах нет работы и зарплаты невелики, известно даже школьнику. Почему российские субъекты, которые обладают достаточными ресурсами, являются дотационными, и лишь немногие, не отличаясь никакими привилегиями, развиваются сами и притягивают инвесторов?

Министерство финансов вновь задумалось над помощью тем российским регионам, которые испытывают проблемы с бюджетом. А дефицит сегодня наблюдается в большинстве субъектов Федерации. Согласно данным минфина, за последние годы в России значительно выросло число дотационных регионов, на содержание которых из федерального бюджета уходят огромные суммы. Так, за прошлый год в республику Саха (Якутия) было перечислено 51,4 миллиарда рублей, в Дагестан — 43,2 миллиарда рублей, в Камчатский край — 31,7 миллиардов, а бюджет Чеченской республики получил 17,9 миллиардов.

Таким образом, на содержание только этих четырех субъектов ушло треть всего объема дотаций. Но в финансовой помощи нуждаются не только вышеназванные регионы. В целом, по замечанию министра финансов Антона Силуанова, в 2013 году дефицит региональных бюджетов побил все рекорды, достигнув цифры в 642 миллиарда рублей.

Причем положительных изменений в будущем, а именно сокращения бюджетного дефицита, в регионах не предвидится, что особенно подчеркнул министр Силуанов. Вся причина в том, что большинство региональных руководителей как не умели, так и не умеют привлекать инвестиции. И финансовой помощи, разумеется, по привычке ожидают из федерального центра.

Читайте также: Кто "обанкротил" российские регионы?

Со своей стороны, минфин выдвинул два возможных варианта поддержки регионов — это рефинансировать их долги перед банками (700 миллиардов рублей) и дать региональным властям больше свободы при определении соцрасходов. Другими словами, министерство предлагает обеспечить местному руководству право сокращать социальные расходы. Pravda. Ru узнала у экспертов, поддерживают ли они подобные инициативы и не ударит ли это по населению страны?

"Я не поддерживал вот это уменьшение, потому что мы прекрасно знаем, что это ударит по социальной сфере наших регионов, а мы, в первую очередь, должны защищать их права и интересы", — уверен первый заместитель председателя комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков.

Действительно, именно угроза социальному благополучию населения настораживает в новой инициативе минфина, несмотря на то, что в министерстве привели объективные причины своего предложения. Например, регионы не могут отменить даже так называемые "мертвые льготы", которые сохранились с 30-х годов прошлого века. Руководство субъектов федерации просто не вправе принимать решение об уменьшении соцподдержки, тогда как для многих эта нагрузка оказывается неподъемной. С этой точки зрения, по мнению вице-президента общественной организации "Опора России" Владислава Корочкина, предложение минфина оправдано, с той лишь поправкой, что необходимо жестко контролировать дальнейшие действия региональных управленцев.

"Не секрет, что внутри самой социальной сферы есть скрытые резервы, которые заключаются в экономии. То есть не дать разворовать, оптимизировать тариф, лучше контролировать распределение тех средств, которые выделяются. Уже за счет этого можно было 20-30 процентов сэкономить, то есть соответствующим образом, без уменьшения качества жизни населения, уменьшить затраты. Вопрос, как выстроить эту систему жесткого контроля и отчетности? Потому что те же самые деньги, которые выделяются на диспансеризацию ста процентов практически населения, в районе 15 000 рублей в месяц, в год, уходят в никуда. И на эти деньги, в принципе, можно организовать очень качественное медицинское обслуживание, но его что-то нигде нет, потому что там работают те схемы. Государственное финансирование — это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут. Вот надо это как-то поменять, — замечает Владислав Корочкин. — И тогда действительно, если будет больше ответственности региона, и муниципалитета, и конкретных, может быть, людей, именно ответственности, не только полномочий, то тогда, наверное, там есть резервы для существенной экономии".

Читайте также: Из центра РФ намечается отток населения

Но коррупция и освоение средств, выделенных федеральным центром, — это только часть беды. Вторая причина, почему в регионах уровень жизни настолько низкий, заключается в неумении привлекать инвестиции. Речь, конечно, не идет о таких передовых субъектах федерации по инвестпривлекательности, как Калужская область и Татарстан. К примеру, за последние семь лет Калужская область привлекла только прямых иностранных инвестиций на сумму более 6 миллиардов долларов. Да и Татарстан в 2013 году обогатился на 1 миллиард долларов прямых инвестиций из-за рубежа. Так почему одни регионы буквально купаются в инвестициях, а другие не могут привлечь и копейки?

"Обращение должно идти к губернаторам. Вот мы берем даже Калужскую область или Татарстан — все зависит от лидера, от руководителя, как он работает. Если взять непосредственно руководителя Калужской области, то я знаю прекрасно, что он уделят огромное внимание работе с инвесторами, он проводит конференции, проводит выставки даже за границей по поводу Калужской области. Это настоящий прорыв. — рассказывает Роман Худяков. - Иностранные инвестиции в огромном объеме вливаются в Калужскую область, более 20 заводов уже построено, сейчас там даже уже нехватка работников. Если раньше люди устраивались на работу с большой проблемой, искали, куда бы им устроиться в Калужской области, то сейчас, я знаю, что заводы голодают от нехватки работников, и они уже берут из других областей и привлекают их на работу. Строится новое жилье для рабочих, идет большая работа. То есть это яркий пример губернатора, как надо грамотно выстраивать отношения и правильно работать с иностранными инвесторами для того, чтобы сделать регион привлекательным".

Читайте также: "В долгах, как в шелках", или Экономика провинции

В данный момент, по замечанию эксперта, аналогичные площадки предлагается разработать на Дальнем Востоке, где наблюдается катастрофический отток населения. Ситуация настолько непроста, что в ноябре прошлого года минтруд выступил с предложением оказывать финансовую поддержку гражданам, решившим переехать в ДФО, на сумму 400 тысяч рублей или 800 тысяч для целой семьи. Одной из главных причин оттока населения с Дальнего Востока считается низкая заработная плата и отсутствие карьерных перспектив. Строительство технопарков, что повлечет за собой рост интереса к региону со стороны японских и китайских инвесторов, помогло бы решить эту проблему.

Действительно, большинство экспертов делает большие ставки на технопарки, поскольку отсутствие определенных налогов в течение пяти лет работы на площадке, а также решенная проблема с газом, светом и другими ресурсами — все эти условия не могут остаться без внимания потенциальных инвесторов. А дальше от прихода зарубежного вкладчика регион получает сплошные плюсы: появляются заводы, которые дают населению рабочие места, а затем обрастают городами и школами, детскими садами и так далее. Таким образом, технопарк может поднять абсолютно любой регион, главное, чтобы идея развивать и строить такие площадки созрела в головах местных властей. Однако на данный момент в России работает всего 13 технопарков, открытых в 11 субъектах.

"Потому что не все перестроились еще, — объясняет медленное развитие российских регионов Владислав Корочкин. — Привычка жить на дотации из центра не искоренена, и, наверное, не сразу может быть изменена эта ситуация. С другой стороны, наверное, завышенные социальные обязательства, реально не соответствующие бюджету".

Читайте также: Эксперт: Кавказ надо не кормить, а развивать

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить