Интервью с известным экономистом Александром Разуваевым

Из центра РФ намечается отток населения

В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обозначил развитие Дальнего Востока и Сибири национальным приоритетом на весь XXI век. О том, как необходимо развивать эти регионы, и о будущем северных городов в эфире видеоканала "Правды.Ру" рассказал известный экономист, доктор экономических наук Александр Разуваев.

— Александр, как вы считаете, какой должна быть стратегия развития Дальнего Востока и Сибири?

— С моей точки зрения, главное, что мы можем сделать в ближайшие 10-15 лет — это завязаться на азиатский спрос, на Китай, на другие страны Азии. Потому что в Европе, по большому счету, ловить нечего. В свое время Советский Союз очень удачно завязался своими нефтегазовыми поставками на Европу. Теперь мы должны так же завязаться, только на Азию. Опять-таки, это не только транспортировка — это и разработка. Это разработка месторождений Восточной Сибири и это — разработка Арктики.

— Какие конкретно месторождения необходимо разрабатывать? У этих регионов же огромный ресурсный потенциал: там и различные цветные металлы, золото, серебро, алмазы, свинец, платина, уголь…

- Ну, прежде всего, мы говорим о нефти и газе. В принципе — есть успешный проект, который был реализован компанией "Роснефть". Это Ванкорское месторождение. Более того, надо понимать, что нефть, которая пойдет в Азию, будет более высокого качества, чем Urals — наша традиционная экспортная смесь. И, соответственно, она будет стоить дороже. Это связано с тем, что когда мы экспортируем нефть в Европу, туда попадает нефть из Татарстана и Башкирии. Она сернистая, более тяжелая. Соответственно, вся наша экспортная смесь хуже по качеству. В экспорте, который пойдет в Азию, нет тяжелой нефти. Это более качественная и более дорогая нефть.

Читайте также: Оборонная мощь России восстанавливается

При этом на сегодня есть только приблизительные оценки сырьевых запасов Восточной Сибири и Арктики. Плюс, надо понимать, что в советское время разведкой и добычей занималось государство. Сейчас это делают акционерные компании, даже если в компании "Роснефть" государство имеет пакет акций. И, соответственно, это корпоративные деньги. Разработка всех этих месторождений невозможна без налоговых льгот. То же Ванкорское месторождение имело в начале льготы по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и по экспортной пошлине. Когда месторождение вышло на плановый объем добычи, естественно, все льготы были отменены, и сейчас, исходя из нашей политики ресурсного национализма, основные доходы имеет именно российская казна, а не сама компания.

— То есть высчитаете, что государственное участие в сырьевом направлении развития Дальнего Востока и Сибири должно основываться только на льготах?

— На льготах, иначе это не отбивается все, потому что очень серьезные инвестиции надо сделать. В свое время Советский Союз западную Сибирь разбурил, но Западная Сибирь — она не вечна, там потихонечку месторождения изнашиваются, там на многих месторождениях падение добычи. Соответственно, в долгосрочном плане рост Восточной Сибири, Арктики будет компенсировать падение производства в Западной Сибири.

— По вашему мнению, одни только инвестиции в нефтегазовую отрасль помогут социально-экономическому укреплению отдаленных восточных регионов?

— Я думаю, что на самом деле эти российские регионы все больше будут чувствовать дыхание денег, потому что Азия будет становиться богаче, денег там будет больше, и соответственно за счет внешних торговых связей Россия останется экспортной страной в обозримом будущем, эти регионы и будут развиваться. Более того, я не сильно удивлюсь, если лет через 10-15 в эти регионы будет миграция из европейской части, просто потому, что там будет выгодней жить и работать.

Читайте также: Долго ли Китай будет наступать США на пятки?

— Это интересно. Потому что существует точка зрения, будто у северных городов нет будущего, и в России сегодня, как и в некоторых других северных странах, будет развиваться вахтовый метод работы, когда люди приезжают, работают, строят и разрабатывают, а затем уезжают в более комфортный для жизни Центральный регион страны.

- Я не думаю. Пару лет назад у нас был рейтинг комфорта российских городов. Конечно, как он составлялся — это вопрос, но первое место по комфорту взял Сургут. А Сургут — это Западная Сибирь. Но, опять-таки, нефтяные центры — Нефтеюганск и Сургут. Они рядом, даже порт один. Соответственно, там очень хорошая "социалка". А что касается морозов, то да, зимой -50, -60 даже бывает. Но, во-первых, там все-таки сухой климат — это не так страшно, как в Москве, а во-вторых — уровень доходов, уровень "социалки" позволяет там людям очень неплохо жить. Поэтому я думаю, что все определяют деньги и качество жизни.

А погодные условия или что другое — это не так важно. В той же Норвегии или Канаде тоже условия не самые лучшие с точки зрения климата, но страны считаются очень комфортными для жизни. Я думаю, что, все-таки, деньги — это решающий момент.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить