«Как только мы снимем все ограничения, в Россию пойдут средства…»

На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает Александр Шиманов, депутат Государственной Думы, зампред Комитета по промышленности, строительству и наукоемких технологиям

- Александр Алексеевич, как вы относитесь к заверениям руководства страны, что честный частный бизнес останется в порядке, а средний и малый будут поддержаны. Как, по-вашему, стало ли лучше среднему и малому бизнесу в связи с переменами в обществе?

- У нас огромная страна. Представьте, вы идете по улице и вдруг резко захотели развернуться и пойти назад, у вас на эту операцию уйдет полторы секунды. Если вы едете на велосипеде, то вы сможете повернуть за пять секунд, если на машине — то вы затратите еще больше времени, А если вы плывете на океанском лайнере, то эта операция может занять у вас несколько часов.

Когда Путин пришел к власти, он не мог не видеть, что страна насквозь коррумпирована, ею управляли олигархи. Однако чтобы изменить ситуацию в стране, явно недостаточно двух или трех лет. Это длительный процесс, связанный не только с экономическими изменениями, но и с укреплением правоохранительных органов, судебной власти.

В России, как известно, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Процесс этот будет длительным, на него уйдут годы. В моем представлении президент — это человек внутренне очень дисциплинированный, он поставил себе цели и идет к ним, он сам по себе человек свободный и такой видит свою страну.

- Мы можем назвать десятки фамилий людей, которым удалось скрыться от правосудия за границей. Может быть, все же руководство слишком слабо, чтобы бороться с государственными чиновниками?

- Я уже говорил, что испокон веков в России сложилось так, что строгость законов, компенсируется необязательностью их исполнения. Это было сказано сто лет назад и остается актуальным до сих пор. Мы должны создать механизмы исполнения законов. Это следующий и большой этап работы. Я полагаю, что и здесь мы тоже можем вскоре увидеть положительные тенденции.

Например, кто-то из олигархов уехал за границу, однако у нас нет доказательств, что он переступил закон. Есть внутреннее понимание, что он виновен, но нет юридических доказательств. Никто не скажет, какой капитал он вывез с собой за границу. У нас не было нормального надзора за этими операциями, не было сильного Центрального банка России, не было налоговой полиции, не было Комитета по финансовому мониторингу. Ничего этого не было, поэтому нельзя было уследить за всеми передвижениями капитала.

Я убежденный противник любых ограничений на передвижения капитала и знаю, что как только мы снимем все ограничения, в Россию придет денег больше, чем уходит из нее. Сейчас люди боятся их здесь держать, боятся новых кризисов, повторения 1998 года. Люди боятся держать свои деньги в Сбербанке.

Мы потихонечку ведем либерализацию валютного законодательства, мы приняли поправки, которые позволят гражданину, без всяких справок вывозить из страны до пяти тысяч долларов. Каждое ограничение порождает элемент недоверия, поэтому чем быстрее мы откажемся от подобного рода регулирования, тем быстрее в этой сфере наведем порядок.

- То есть, вы уповаете на совесть человека? Как говорил Толстой: "Доверяйте человеку, и он будет доверять вам после этого". Так?

- Я бы сказал "доверяй, но проверяй". Мы доверяем гражданам, но в то же время мы создали Комитет по финансовому мониторингу, который позволит отслеживать все сомнительные операции.

- Как вы считаете, позволяет ли новое законодательство подняться среднему бизнесу? Мне говорили, что в Ленинградской области, чиновники осуществляют большие поборы, находясь под крышей высшего чиновника в Северной столице?

- Это очень сложный вопрос. Я сам из Ленинградской области, был депутатом Законодательного собрания Ленинградской области и лично знаком примерно с 70% чиновников правительства Ленинградской области. Насколько я знаю, среди них подавляющее большинство — это честные люди.

Недавно компания, которую я создавал и возглавлял, закончила строительство завода и запустила его. На это ушло три года. Ребята прошли все ступеньки согласований и в правительстве области, и в банковской сфере, страховой сфере и так далее. Колоссальное количество препятствий на пути развития реального сектора, но при этом завод работает.

Другое дело, когда мы говорим о том, что необходимо упростить процедуру создания предприятия, процедуру вхождения в бизнес. Упростить налоговое законодательство для малого бизнеса, снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. То, что мы сделали за последние два года в области налоговой реформы, практически ничего не дало.

Я разговаривал с конкретными людьми, с руководителями предприятий и они не видят снижения налоговой нагрузки. Когда Путин объявил, что мы подошли к пределу снижения налогов и дальше нужно двигаться очень осторожно. Я думаю, что его ввели в заблуждение.

- Кто мог его ввести в заблуждение?

- Я не знаю. Но реальный бизнес облегчения пока не почувствовал. Нам предстоит очень большая работа по оптимизации налоговой реформы. Мы снизили налог на прибыль с 35% до 24%, но отменили инвестиционную льготу. В итоге реальная нагрузка выросла на восемь процентов, если раньше 50% прибыли можно было легатировать, и люди платили 17% налога, а остальные пускали необлагаемой прибылью на развитие производства, то сегодня платим 24%.

Кроме этого, есть разница между существующими предприятиями, которые строила вся Россия (атомные станции, крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс, машиностроительный завод, или металлургическое предприятие) и вновь созданными предприятиями, на которых лежит огромная ответственность перед своими кредиторами, перед трудовым коллективом, перед городскими и областными властями. У государства должен быть различный подход к налогообложению таких предприятий, однако сегодня этого нет.

- Почему этого нет?

- Это наша недоработка — депутатов, правительства, — тех, кто отвечает за развитие экономики. Если весь Советский Союз строил огромное предприятие, то и спрашивать с него нужно по-крупному и требовать по максимуму. Если группа людей объединилась, создала предприятие под свою ответственность, заложило свое личное имущество, свое честное имя, то это несправедливо, что такие предприятия платят те же самые налоги. Я считаю это не правильным и, на мой взгляд, это одно из направлений налоговой реформы.

- Какие льготы должны быть у вновь созданных предприятий?

- Полное освобождение от налога на прибыль, на имущество, на землю. Напрашивается вопрос, за счет чего тогда будет жить страна? Она же жила без этого предприятия, нашлись люди создали предприятие, наняли рабочую силу, наладили выпуск продукции. Люди получают зарплату и платят налоги с заработной платы, пособие по безработице они от государства не получают. Разве этого мало? Это уже много. Люди сами себе создали работу без участия государства, поэтому они должны иметь серьезные льготы.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить