Государство до сих пор регулирует половину всех цен

ценник После того как в начале 90-ых годов "реформаторы" отпустили цены, позволив рынку самому решать, что и сколько должно стоить, в обществе утвердилось мнение: цены свободны и никто, кроме торгашей, над ними не хозяин.

Но, оказывается, цены на половину товаров и услуг до сих пор регулируются чиновниками. Таковы данные последнего исследования Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

По сообщениям территориальных органов государственной статистики, регулирование цен на потребительском рынке осуществлялось во всех регионах России как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регулирование цен осуществлялось на 221 вид товаров и услуг из 445 наблюдаемых видов

Как показали результаты опроса, цены в отдельных субъектах России регулировались различными методами.

Так, например, по состоянию на март 2005г. в Республике Калмыкия ограничение надбавки товаропроводящей сети установлено при реализации торговыми организациями большинства отечественных продуктов питания (мясопродуктов, молочных продуктов, масла сливочного и подсолнечного, яиц, сахара, хлеба, крупяных и макаронных изделий, плодоовощной продукции). Похожая ситуация отмечалась и в Курской области, а в Республике Северная Осетия — Алания, кроме продуктов питания, такая форма ограничения цены была установлена на детскую одежду и обувь, школьно-письменные принадлежности, хозяйственное мыло.

Кроме того, практически повсеместно ограничивается надбавка товаропроводящей сети на реализацию отечественных и импортных лекарственных средств.

Методом установления фиксированной цены практически во всех регионах регулировались тарифы на жилищно-коммунальные услуги, во многих субъектах Российской Федерации — цены на твердое топливо для населения (уголь и дрова).

Другой метод — ограничение рентабельности (прибыльности) также широко применяется. В частности, в Ивановской области подобная форма регулирования установлена для организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа городским общественным транспортом, ритуальные услуги, а также для организаций, использующих сельскохозяйственное сырье, выделяемое из регионального фонда для производства молочных продуктов, мясопродуктов, маргарина, яиц, муки, крупяных и макаронных изделий.

В некоторых субъектах Российской Федерации применялись более сложные формы регулирования, сочетающие в себе несколько методов. Так, например, в Краснодарском крае путем ограничения торговой надбавки, установления предельной розничной цены и ограничения уровня рентабельности предприятий-производителей регулировались цены на отдельные виды формового хлеба из пшеничной муки 1 сорта, а в Тамбовской области установлено ограничение торговой надбавки, а также уровня рентабельности местных предприятий-производителей применительно к ценам на молочные продукты, масло подсолнечное, яйца, сахар, муку, хлеб, макаронные изделия и манную крупу, вырабатываемые из сырья, поступившего из регионального фонда.

В основном государство контролирует тарифы ЖКХ, предприятий транспорта и связи. Цены на них подлежат регулированию по федеральным законам или определяются в зависимости от расценок на услуги естественных монополий. Но при этом в каждом регионе чиновники стремятся ограничить аппетиты бизнесменов и в других отраслях. Так, 62 региона регулируют цены на гробы, 33 — на рытье могил экскаватором и 48 — вручную. Три региона даже регулируют тарифы на Интернет и услуги общественных туалетов. А в одном из субъектов установлен фиксированный тариф за обслуживание рублевых счетов, к которым оформлены пластиковые карты международных систем. Назвать этот регион в Росстате отказались.

Рекордсменом среди регионов оказалась Северная Осетия, где власти регулируют цены на 115 товаров и услуг. Там установлена предельная торговая надбавка не только на продукты питания и лекарства, но и детскую одежду и школьные принадлежности. Сотрудник отдела госрегулирования цен Минэкономики республики объяснил столь обширный перечень товаров необходимостью сдерживать розничные цены на "жизненно важную продукцию".

Заместитель Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев в интервью "Газете.ру" поведал, что госрегулирование цен на товары и услуги в регионах представляет собой зло лишь в одном случае — когда оно объективно не нужно: в области нет монополиста, а ограничение цен производится губернатором ради своеобразного "поддержания населения" и заодно поддержки со стороны населения своей популярности.
"В таких случаях ограничение чаще всего носит ненормативный характер и, по сути, представляет собой давление на предпринимателей", — пояснил Симачев "Газете.Ru". Насколько часты такие случаи — статистика Россатата не показывает.

Между тем, когда ограничение цен на тот или иной товар или услугу осуществляется в регионе, где господствует монополист — а региональный монополизм, отмечает эксперт, в России довольно распространен, — госрегулирование необходимо. "В этом случае губернатор устраняет недоработки антимонопольных органов", — говорит Симачев. Что же касается установления фиксированных цен в сфере ЖКХ, аналитик полагает, что оно не только оправданно, но жизненно необходимо. "На сегодня разговор об отмене регулирования тарифов ЖКХ беспредметен. Пока нет четких правил игры для потенциальных инвесторов, пока в отрасли не созданы условия для конкуренции, отмена госрегулирования приведет только к еще большим проблемам в ЖКХ", — убежден Симачев.

При этом такое вмешательство чиновников только подстегивает инфляцию, пишут "Ведомости". В Северной Осетии в I квартале она составила 6%, при этом в соседней Ингушетии, где контролируются цены на 27 товаров, — 4,7%, а в среднем по России — 5,3%. В Тульской области курица, цены на которую устанавливают чиновники, в марте стоила 70,39 руб. за 1 кг, а в соседних областях, где ограничений по цене нет, — 64,3-68,96 руб. за 1 кг.

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *