Интервью с членом комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Николаем Кузьминым

Застарелые проблемы Крыма - решение есть

В Крыму нехватка пресной воды, загрязненность воздуха, моря и почвы, плохое водоотведение, нагрузка на природу из-за огромного наплыва туристов, ограниченная транспортная доступность. Экологических и инфраструктурных проблем накопилось выше Ай-Петри. Член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Николай Кузьмин в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал, как их решать.

— Крым называют райским местом за его природные условия, но признают наличие целого клубка застарелых экологических проблем. Вы бываете в Крыму, там прошло большое выездное заседание. Что там происходит?

— На Украине, по сути дела, возрождается фашизм. Крыму удалось мирным путем без единого выстрела остаться в стороне от этих событий. Все-таки без потерь ничего не происходит, хотя иногда потери могут привести к более бурному экономическому и социальному росту. Люди, которые проживают на территории полуострова Крым, сами сейчас называют его островом, потому что по суше нет никакого сообщения. Со стороны Украины все мосты, транспортные пути перекрыты, прохода-проезда нет. Но остров должен возродиться, снова стать действительно райским уголком России.

— С Крымом пока что плохое транспортное сообщение, неважная связь, но самая главная проблема сейчас — вода. Насколько остра водная проблема в условиях перекрытия воды Украиной?

— Да, главная проблема на сегодняшний день в Крыму — это вода. Транспорт, связь — дело решаемое. Керченская переправа работает. Воздушное сообщение работает безостановочно. Есть льготы. Ветераны Великой Отечественной войны на самолете нормально летают. С Сибири, с Урала, отовсюду. Некоторые первый раз в жизни побывали на Черном море. Поэтому в транспортном плане проблемы решаются. Хотя конечно, нужно строить переправу очень серьезную. Автомобильное и железнодорожное сообщение, энергетическое снабжение обязательно должны быть налажены в нужном объеме и бесперебойные, беспроблемные.

Водная проблема стоит очень остро. Мы были и в Бахчисарайском, и в Красногвардейском районе. Керченский полуостров находится в очень бедственном положении. Потому что Керченский канал перекрыт уже больше года. Значит, идет понижение уровня грунтовых вод, скважины, которые бурятся иногда беспорядочно, чтобы обеспечить хоть как-то водой, не позволяют этого сделать. Где-то установлен почасовой график снабжения водой, в других местах — просто рваный график вообще. Я был на совещании 20 глав местных муниципальных образований первого уровня. У кого-то в сутки всего четыре часа есть вода, у кого-то чуть лучше — шесть часов и больше. Графика в большинстве случаев просто нет, постоянные гидроудары, вода идет грязная. Конечно, это беда очень большая.

Я летел на самолете, смотрю сверху: пустой весь Северо-Крымский канал. Вот он идет ложбинкой, а воды там нет ни грамма. По большому счету, это геноцид населения Крыма со стороны Украины. Они в районе Красной Каховки перекрыли Северо-Крымский канал и пресную воду сбрасывают в Черное море. При этом нанося ущерб и себе, потому что по их территории идет заболачивание всего потока Днепра.

Мы проводили выездное заседание комитета по природным ресурсам, экологии, обсуждали эту проблему. Заявляли правительству Российской Федерации и средствам массовой информации о политике экологического геноцида со стороны украинских властей. Поэтому вопрос надо серьезно ставить и решать и на международном уровне.

До 40 процентов воды Днепра собирается на территории Российской Федерации, еще 30 процентов — на территории Белоруссии. И все это идет на территорию Украины. Эта вода остается и сбрасывается просто в Черное море. Хотя река идет по территории Российской Федерации и дальше река имеет продолжение опять же на территории России, - по всем международным правилам мы имеем право на водосбор, мы можем пользоваться этой водой. Но сегодня здравому смыслу просто нет места на территории Украины.

Мы говорили в министерстве по природным ресурсам и экологии Крыма, со специалистами, с главами поселений и с простыми людьми. Ни у кого нет разумного объяснения таким действиям, это просто за гранью человеческого понимания. Рассматриваются варианты других источников воды: опреснительные установки, глубокие скважины, переброска различных водотоков. Но все это не решает этой серьезной проблемы полностью. Восемьдесят пять процентов пресной воды заменить, по сути дела, нечем.

Поэтому нужно решать проблему на международном уровне. Надо ставить эту задачу перед европейским сообществом, в том числе. Потому что они делают какие-то абстрактные заявления, а когда вот такие события происходят, они их как бы и не видят, реакция нулевая.

— А были попытки Российской Федерации договариваться с Украиной на этот счет? Ведь мы можем поставить какие-то условия, например, перестать поставлять энергоресурсы.

— Конечно, попытки были. Министерство иностранных дел и министерство природных ресурсов задают эти вопросы. Но Украина на это не реагирует. С точки зрения ее властей, они могут с этой территорией творить все, что хотят, полностью оставить без пресной воды. После выездного заседания Государственной думы мы обратились в правительство Российской Федерации, чтобы подготовить документы для серьезного обращения о нарушении прав человека на питьевую воду.

— Кроме водной, в Крыму накопилось много других экологических проблем. Что предпринимается для их решения?

— В Российской Федерации накоплен опыт решения этих проблем. Нельзя сказать, что в Крыму вообще все так вот плохо. Конечно, последние 30 лет отложили свой отпечаток, потому что за это время ничего практически не было сделано, не построено ни одного очистного сооружения. Если Российская Федерация как-то развивалась, двигалась в решении экологических проблем, то там их вообще никто не решал.

С главами районов мы обсуждали переработку твердых бытовых отходов, проговаривали все остальные экологические вопросы. Мы решили, что у нас вообще не должно быть полигонов твердых бытовых отходов. Должны быть мусоросортировочные перерабатывающие комплексы. Абсолютно все с этим и в Крыму согласились. 18-19 мая прошел форум "Зеленая экономика" в Константиновском дворце. Всю базу, наработанную по мусоросортировочным перерабатывающим комплексам, я передам для использования в Крыму.

С канализационными очистными сооружениями там проблема большая. Сегодня в Ялте, Алуште очень плохо работают канализационные очистные сооружения. А очистив эту воду, можно направлять ее на сельское хозяйство и промышленное производство. Мы привозили специалистов, которые уже разрабатывают такие локальные очистные сооружения.

Кроме всего прочего, я считаю, чтобы дать толчок к развитию, Крыму и Севастополю просто необходим статус свободной экономической зоны. И этот статус позволит привлечь дополнительные инвестиции, в том числе на экологические проекты.

Ну, и кроме того, просто каждый из нас должен не мусорить, а прибирать за собой. Надо начинать с себя., не засорять, и будет все нормально.

А Крым готов принимать все больше и больше отдыхающих из России. Там надеются, что этими летним сезоном увеличится количество отдыхающих россиян, и это будет способствовать и развитию Крыма, и строительству очистных сооружений. Потому что появятся деньги в бюджете.

Я думаю, что если мы будем решать все проблемы со здравым смыслом, то будет крымская жемчужина сохранена, улучшена и приумножена для отдыха россиян. Это будет очень прекрасный уголок Российский Федерации.

Читайте также:

Михаил Касьянов: Ненависть к Крыму 

Туризм в России: чего не хватает

Отдых в России лучше, но об этом не знают

"В Крыму были все, кроме древних укров"

"В случае с Крымом долгосрочной стратегии не было"

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить