Белые медведи увидят новый российский ледокол

На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ рассмотрен вопрос о ходе реализации основ государственной политики России в Арктике на период до 2020 года. Речь шла о закладке нового ледокола и развитии Мурманского порта. Решено активизировать сообщение по Севморпути, а также развернуть научно-исследовательскую станцию "Северный полюс-38".

По данным Геологической службы США, здесь находятся 25% мировых неразведанных нефтегазовых запасов. Под водами Северного Ледовитого океана, возможно, сокрыты месторождения олова, марганца, золота, никеля, свинца, платины, алмазов. недра Арктики могут содержать, по крайней мере, 90 млрд. баррелей нефти и до 1,55 квадриллионов куб. м. природного газа, т. е. треть мировых запасов.

Правда, не у всех есть такая уверенность. Например, немецкие ученые полагают, что никаких особых запасов в Арктике нет. Впрочем, для России Заполярье все равно остается важнейшим регионом. Сейчас в арктической зоне добывается 100% сурьмы, апатитов, а также более 95% металлов из платиновой группы, а также порядка 90% кобальта и никеля.

Читайте также: "Готова ли Россия к дележу Арктики"

Приоритетное право СССР на Арктику было зафиксировано декретом ЦИК от 1926 года. Границы советских владений замыкались на Северном полюсе и проходили по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы на западе. За доминирование в этом регионе, где расположены восемь арктических государств — Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция, Дания, Исландия и Финляндия — идет настоящая борьба. Наиболее активными соперниками России выступают США, Канада, Норвегия и Дания, напоминает Newsinfo.

Недавно Россия задобрила Норвегию подарком в стиле "Забирайте, не жалко" из знаменитой советской комедии, подписав Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

Согласно договору, Россия отдаёт Норвегии половину акватории площадью около 175 тыс. кв. км. Собственно, существенный сырьевой куш Осло уже получил в результате этого раздела. Против подарка Норвегии протестовали российские рыбаки — эта зона является богатейшей территорией. Помимо морских биоресурсов, также находится разведанное Федынское газокоденсатное месторождение, по запасам превышающее Штокман.

По всей видимости, это размежевание в какой-то степени должно помочь России доказать свои претензии на континентальный шельф. Однако привычка менять реальные ресурсы и территории и объекты на простые обещания стала уже традиционной.

Пользуясь подарком Осло может получить полное право претендовать на тот самый арктический шельф, за который Москва вроде бы столь активно борется. Напомним, что Норвегия участвует в разграничении континентального шельфа только благодаря Шпицбергену. Однако государства-участники Договора о Шпицбергене от 1920 года не предоставили Норвегии права установить вокруг острова свои территориальные воды. Кстати, сам остров до 1861 года входил в состав Российской Империи.

Довольно агрессивен настрой Канады, которая в союзе с США играет роль ведущего, будучи явно ведомой. Глава канадского правительства с присущим тамошней политической традиции пафосом заявил о Северном курсе страны. "Геополитическая важность Арктики и интересы Канады в этомрегионе никогда не были больше, чем теперь. Вот почему наше правительство озвучило амбициозный Северный Курс, основанный на безвременной ответственности, возложенной на наше государство, — сохранить Истинный Север сильным и свободным", — заявил Стивен Харпер.

Несмотря на то, что российская территориальная политика в последние годы выглядит достаточно противоречиво, правительство заявляет о том, что Арктика является одним из главных приоритетов в среднесрочной перспективе. Однако освоение подводных богатств региона является делом не такого уж близкого будущего. А вот использование Ледовитого океана и контролируемого Россией Северного морского пути для транзита грузов является наиболее очевидной ближайшей геоэкономической целью.

Стоит напомнить, что 14 августа стартовал экспериментальный морской рейс из Мурманска в Китай. Груз газоконденсата в 72 тыс. тонн перевез танкер "Балтика".

"Судно Совкомфлота в этом году прошло по Северному морскому пути и практически доказало, что в летнюю навигацию транспортировка грузов не только технически возможна, но экономически эффективна. Мы рассчитываем, что в следующем году на трассу с грузами выйдут и суда российской постройки, и это будет значимым событием", — отметил зампредседателя российского правительства Сергей Иванов на заседании Морской коллегии.

В конце сентября завершил сквозное плавание по СМП пассажирский теплоход-паром "Георг Отс". Сейчас по Севморпути идут более семидесяти судов. И все российские ледоколы сейчас работают в море. В субботу в экспедицию для высадки дрейфующей станции СП-38 отправился атомоход "Россия".

СМП является перспективным путем международных перевозок. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль.

Члены Морской коллегии поддержали идею строительства новых ледоколов для работы в Арктике, уже разработан проект современного атомного ледокола, который должен выйти на трассу Северного морского пути в 2015-16 годах, пишет РИА Новости.

"Есть проект современного ледокола, который соответствует всем самым передовым мировым стандартам. Мы знаем, что США вскладчину с Канадой делают такой ледокол на две страны. Мы самостоятельно постараемся построить, он будет даже больше по водоизмещению. Нам он нужен в 2015-16 году, надо закладывать его уже сейчас — все члены коллегии поддержали именно этот путь развития атомного ледокольного флота", — цитирует агентство первого вице-премьера Сергея Иванова.

Читайте также: "Россия завлекает торговцев во льды"

На совещании также обсуждали возможность строительства нового торгового порта в Мурманске. В прошлом году его грузооборот вырос на 30%, но с учетом перспектив СМП его мощности необходимо расширять. Сейчас по Северному морскому пути перевозится около 2 млн тонн грузов в год, однако чиновники видят куда более радужные перспективы. В частности, называются цифры в 30-35 млн тонн в год. Для активизации проекта и привлечения инвесторов в Мурманске планируется создать портовую свободную экономическую зону.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить