Ремонт дорог спонсирует нефтегазовый сектор

В асфальт вкатают нефтедоллары?

В Москве в 2013 году запланирован ремонт 23 миллионов квадратных метров дорог, как внутридворовых, так и высокоскоростных магистралей. Анализ прошлогодних дорожных работ показал низкую их эффективность при завышенной стоимости. Причина недоработок — слабый контроль качества и отсутствие финансовых взысканий с недобросовестных исполнителей.

Проверка проводилась Контрольно-счетной палатой совместно с комиссией по городскому хозяйству и жилищной политике. По сути капитальный ремонт, в котором нуждается существенная часть столичных магистралей, не проводился с 2010 года. Периодическое снятие верхнего слоя асфальта с поспешной заменой его на аналогично недолговечный, но новый, не идет в расчет.

Капитальный ремонт — комплексное мероприятие, затрагивающее все конструктивные элементы дороги. Разумеется, необходимо строго соблюдать технологию и использовать только качественные материалы. Проверка выявила нарушения по обоим пунктам — слой покрытия нередко тоньше нормативного, а асфальтобетонная смесь не соответствует ГОСТам.

Читайте также: "Платные дороги никогда прибыли не приносили"

Работы необходимого уровня требуют серьезных затрат. Объем федерального дорожного фонда в 2013 году вырос на 10 процентов и составил 450 миллиардов рублей. Однако выделенных средств все равно недостаточно. Дефицит составляет порядка 109 миллиардов. Бюджетный кодекс России позволяет пополнять активы фонда из любых источников, в том числе и за счет добровольных пожертвований граждан. Рассчитывать на сверхответственность москвичей естественно не приходится. Наоборот, возникает резонный вопрос — куда же идет транспортный налог? Именно он является основным источником пополнения дорожных фондов, но даже с учетом недавнего увеличения не покрывает полностью всех расходов.

Правительство возлагало большие надежды на топливные акцизы. Размер налога находился в обратной зависимости от качества топлива. Таким образом планировалось простимулировать развитие нефтеперерабатывающих технологий и производство продукции максимально высокого класса. Прогноз оказался верным — доля топлива, отвечающего стандартам "Евро 4" и "Евро 5" выросла, но упали поступления в бюджет. Для стабилизации ситуации правительство вынуждено повысить акцизы на топливо класса "Евро 4". Сергей Шаталов, занимающий пост замминистра финансов, рассчитывает получить дополнительные 44,8 миллиарда рублей.

Это лишь половина необходимой суммы. Самый жизнеспособный вариант устранения бюджетного дефицита — подключение Резервного фонда, который формируется на основе нефтегазовых доходов и предназначен для покрытия государственных расходных обязательств. Максимально из него может быть выделено 63,9 миллиарда рублей, но при этом снизится финансирование проектов, направленных на экономическое развития страны. Резервный фонд, существующий с 2008 года, может составлять не более 10 процентов от ВВП и ранее использовался для снижения госдолга и инфляционных показателей.

Читайте также: Молоко не соответствует санитарным нормам

Альтернативный вариант устранения дефицита — повышение налога на добычу полезных ископаемых. Пятипроцентное увеличение налога на добычу нефти и подъем пошлины на мазут (до 75-80 процентов против существующих 66) может принести бюджету ежегодно не меньше 50-60 миллиардов рублей. Возможно, предложение получит законодательный статус уже в следующем году, но пока встречает неодобрение со стороны представителей нефтяных компаний, опасающихся снижения рентабельности месторождений.

Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости развития транспортной системы России, но пока не получается поддержать на должном уровне даже уже существующие дороги. Текущий ремонт одного квадратного метра обходится городу в 769 рублей, но долгосрочным его не назовешь. Каждую весну появляются новые колдобины и рытвины. На прошедшей 25 апреля "Прямой линии" президенту задали вопрос о причине плачевного состояния отечественных дорог. Полученный ответ был достаточно обтекаем — Министерство транспорта контролирует ситуацию, а объем выделенных средств неуклонно растет.

Тем не менее, по последним исследованиям Москва заняла в мировом рейтинге качества дорог лишь 136 место из 144 возможных. Для исправления ситуации депутаты предложили организовать единую городскую дорожную службу, являющуюся одновременно и заказчиком работ, и контролирующим органом. В случае выявления нарушений, все расходы по их устранению должен понести подрядчик, дополнительно попадающий под штрафные санкции. За счет нефтегазовых доходов дорожный фонд получит финансирование в полном объеме, но насколько эффективно будут потрачены средства, покажет лишь время.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Абрамова
Мария Абрамова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Темы нефть
Обсудить