На место!

Нефтяным олигархам предложено "служить" Родине
Президент российской государственной компании "Роснефть" Сергей Богданчиков продолжает наступление на отечественную нефтяную олигархию. "Роснефть" предложила собственный план развития системы трубопроводов Северо-запада России и, в частности, обеспечения сырьем будущего нефтеналивного терминала в Мурманске. О его строительстве накануне российско-американского нефтяного саммита в Хьюстоне договорились крупнейшие российские нефтяные компании ("Юкос", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и др.). Сергей Богданчиков предложил совершенно альтернативный проект. Он считает, что выгоднее и быстрее будет увеличить мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС), чем прокладывать отдельную ветку нефтепровода до Мурманска.

Впервые о необходимости строительства нефтеналивного терминала на Кольском полуострове, способного принимать крупнотоннажные суда, была озвучена Михаилом Ходорковским еще летом этого года. "Юкос", как известно, первая российская компания, напрямую продавшая свою нефть в США. Однако в России нет портов, которые могли бы обслуживать нефтеналивные суда вместимостью более 130 тыс. тонн. Поэтому "Юкосу" пришлось загружать два своих супертанкера в хорватском терминалом "Омишаль", что значительно повысило стоимость операции.

Мысль сразу же была оценена руководителями крупнейших российских нефтекомпаний. Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов сразу же поддержал инициативу Михаила Ходорковского. Позже к альянсу присоединились "Сибнефть" и ТНК. На саммите в Хьюстоне проект презентовал именно Алекперов. Однако, после того как российские нефтяные олигархи рассказали американцам, сколько денег требуется на этот амбициозный проект, потенциальные инвесторы за океаном, похоже, потеряли интерес и идее превращения Мурманска во всемирный нефтяной порт. По крайней мере, максимум, что удалось выжать "Юкосу", "ЛУКОЙЛу" и "Сибнефти" из саммита, оказалось обещание американского Eximbank выделить им по 100 млн. долларов под закупку американского же оборудования. У самих же компаний, естественно, денег, чтобы построить трубопровод и терминал, нет.
Аналитики еще надеются, что данный проект, возможно, заинтересует и другие российские компании. Ходят слухи о том, что определенный интерес демонстрирует "Сургутнефтегаз". Однако никто из оставшихся российских олигархов пока не изъявил желания финансово поддержать экспортную троицу. Естественно, основной расчет олигархов, очевидно как всегда строился на том, что удастся убедить правительство в необходимости госфинанасирования строительства. Тем более, российские власти всячески приветствовали выход российских нефтяников на нефтяной рынок США. По крайней мере, до тех пор, пока стало ясно, что надежды на инвестиции не оправдываются.

С другой стороны, очевидно, что "мурманский проект" представляет из себя — прямой вызов государственной монополии в области транспортировки и контроля нефтяных потоков. По сути, олигархи хотели бы построить независимое от государственной компании "Транснефть" ответвление магистрального трубопровода протяженностью более 3 тыс. км. В зависимости от выбора маршрута общая стоимость проекта, по оценкам специалистов, колеблется от 3,4 до 4,5 млрд. долларов. И государству нет никакого смысла тратить такие суммы исключительно в пользу олигархии.

"Роснефть" первоначально на этот проект не прореагировала совсем. Однако после фиаско с приватизацией "Славнефти" Сергей Богданчиков, очевидно, решил взять над олигархами реванш и предложил скорректировать проект. В государственных, естественно, интересах и в духе нового подхода к сырьевой политике страны. Балтийская трубопроводная система сегодня в состоянии пропустить до 12 млн. тонн нефти в год. Однако, если провести модернизацию, то ее пропускная способность увеличится до 30 млн. тонн. Поэтому, Сергей Богданчиков и предлагает олигархам не тратить свои деньги попусту, а вложить их в модернизацию государственных мощностей. И потом использовать из сколько потребуется.

Эксперты усматривают в этом демарше начало решительного наступления государственного крыла российского нефтекомплекса на вольницу олигархов "Эпохи Ельцина". Госструктуры уже нанесли ряд серьезных ударов по перспективам крупнейших частных нефтяных компаний России и значительно затруднили их деятельность. Более того, стало совершенно очевидно, что, несмотря на то, что государству все время не хватает денег, главные козыри все равно на руках у чиновников. В этой ситуации абсолютно прозрачно просматривается предвыборная политическая подоплека. В состав совета директоров "Роснефти" входят такие "весомые" лица, как глава Минэкономразвития Герман Греф, начальник экономического управления президента Российской Федерации Антон Данилов-Данильян и заместитель министра энергетики Иван Матлашов. Все они, так или иначе, могут быть зачислены в члены так называемой "питерской" команды Владимира Путина, и не приходится сомневаться в эффективности имеющегося у них "административного ресурса". И, кто бы сомневался, что весь "ресурс" будет брошен на переизбрание нынешнего президента на второй срок.

Ясно как день, что проект строительства независимой от государственной "Трансефти" отдельной ветки до Мурманска да еще накануне президентских выборов, свидетельствует об определенном изменении соотношения сил между новой и старой политической элитой России. В этой ситуации "питерская" группа не может позволить себе упустить экспорт нефти из-под государственного контроля. Предложение скинутся на модернизацию БТС со стороны государственного монополиста, по сути дела означает недвусмысленный приказ вернуться в "специально отведенные конюшни". А в этой ситуации от правильного решения, похоже, вообще зависят все дальнейшие перспективы российской нефтяной олигархии, а, может быть и вообще олигархии как таковой. В конце концов, проект национализации недр, подготовленный еще одним "питерцем" Дмитрием Козаком, так и лежит где-то в правительстве. И его никогда не поздно снова вынуть на свет.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить