Словакия подрывает российскую колею

Словацкое правительство охладело к идее продления широкой колеи по своей территории до границы с Австрией для создания транспортного коридора из Китая в Западную Европу. В этом проекте принимают участие также Россия, Украина и Австрия, которые создали компанию-консорциум. Братислава дала понять, что денег на строительство словацкого участка у нее нет.

Проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены совместно с железнодорожными администрациями и транспортными ведомствами Словакии, Австрии и Украины обсуждался с 2007 года. В мае 2009 года был подписан соответствующий меморандум и создано совместное предприятие, которое приступило к деятельности в декабре 2009 года. Обоснованием инвестиций по проекту занимается консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants. Он должен поступить на утверждение акционерам в декабре 2010 года.

Читайте также: "Пассажиров заманивают на верхние полки"

На 2011-2013 годы запланирована разработка ТЭО, 2013-2015 годы строительство дополнительных отрезков пути, на 2016 год — ввод в эксплуатацию. По оценкам РЖД, реализация проекта обойдется примерно в 5 млрд евро. Однако выгоды будут значительными. Безперегрузочный путь из Восточной Азии в Западную Европу позволит в два раза сократить срок доставки грузов по сравнению с морским путем. Путь через Суэцкий канал занимает 28-30 суток, а посуху по железной дороге всего 13-14 суток.

По предварительной оценке Roland Berger, по новой линии будет перевозиться не менее 14,3 млн т в год. По оптимистичному прогнозу, объем перевозок может вырасти до 21,4 млн т в год, говорится в презентации консультанта.

Основное строительство должно было пройти именно в словацкой республике. Широкая колея на данный момент протянута до восточно-словацкого города Кошице. По плану должно быть построено еще 505 километров от Кошице до Братиславы и 60 километров до Вены.

Летом текущего года в Словакии прошли парламентские выборы по итогам которых премьер Фицо с которым были достигнуты договоренности был отправлен в отставку, а к власти пришла либеральная правая оппозиция.

Фото: AP

Новое правительство страны взглянуло на проект под другим углом. В Братиславе опасаются, что после строительства широкой колеи, ныне работающие центры по перевалке грузов на востоке Словакии, например, терминалы в Чиерне, будут невостребованы, пишет словацкое издание Hnonline. sk. Весь грузопоток оттянет на себя Вена, оставив без работы словацких специалистов. Да и узкоколейные дороги страны станут менее загруженными (загружены на 30%-40%), а так как местный железнодорожный оператор и давно висит на дотациях, платить за содержание системы придется еще больше.

За такие перспективы Братиславе предлагают выложить свыше 800 млн евро на строительство широкой колеи. Есть о чем призадуматься. С другой стороны, широкая колея до Вены с участием Словакией или без, все равно будет проложена. По крайней мере, в этом уверено руководство РЖД.

По словам президента российского железнодорожного монополиста Владимира Якунина, у него есть письменные предложения об участии в проекте от железнодорожников Польши и Венгрии, которые готовы обеспечить прокладку путей по своей территории. Пока российская сторона ждут окончательного решения Словакии и никаких переговоров об альтернативном маршруте не ведут, отмечает "Маркер".

Читайте также: "Вокзалы для своих"

Таким образом, отказ от проекта будет дорого стоить Словакии. Братислава может лишиться ширококолейного транзита, а проблем с собственной железнодорожной сетью меньше не станет. В рамках проекта планировалось строительство крупного логистического центра на границе Словакии с Австрией и Чехией. В случае отказа словаков этот объект наверняка исчезнет из планов инвесторов.

Наверное, это понимают в самой Братиславе. А поэтому сомнения словацкого правительства возможно объясняются желанием переложить собственные затраты на плечи других участников. Строительство альтернативных путей по всей видимости обойдется консорциуму дороже и удлинит транспортное плечо, что приведет к снижению прибыльности проекта.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Супергерой России — родом из чеченской войны
Депутаты Рады из-за митингов в Киеве носят накладные парики, усы и брови
Мнение журналиста: Оксимирон выиграл, Россия проиграла
Французы запалили Павленского: а был ли художник?
Бизнес и власть обсудят развитие экономики на форуме в Петербурге
"Собчак на выборах может понести, и ее не остановишь"
Подмосковный омбудсмен предложила сократить уроки в школах и отменить "домашку"
Пес с ними: россиянам запретят кормить бродячих животных
Пес с ними: россиянам запретят кормить бродячих животных
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Путин: США санкциями вытесняют Россию с европейского рынка
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Поляков вывели из себя частые переговоры венгров с Путиным
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Алина Кабаева рассекретила свою личную жизнь
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями