Экономика России 2002. Реформы: Шаг вперед, два шага назад

И действительно, с реформами в России было небогато. Частному капиталу было не до реформ. Получив в очередной раз в свои руки огромные куски экономики страны, российский капитал озабочен одним — сохранить свою новообретенную (а иногда и старообретенную) собственность от алчных конкурентов, и выкачать из нее побольше денег. Во-первых, государство все время требует от олигархов "скинуться" то на то, то на другое. Во-вторых, оборудование изношено, коммуникации, того и гляди, откажут навсегда. Весь год частный капитал, госмонополии и власти пытались выжать из населения, и друг из друга деньги даже не на модернизацию, а на сохранение статус-кво. Те, кто требовал немедленных реформ, остался неуслышанным.

Типичным примером экономических процессов, происходивших в России в течение прошлого года, может служить негромкая и не пафосная приватизация угольной отрасли, которую осуществляла московская группа МДМ и подконтрольные ей СУЭК "Байкал-уголь". Приемы использовались самые обычные: вымывание активов в оффшоры, лишение местных властей принадлежащих им пакетов акций, атаки конкурентов при помощи исков пенсионеров и алкашей миноритариев.

Несмотря на то, что все проделывается на грани закона, власть не в состоянии этому процессу помешать. Да и не хочет. И для этого существует очень серьезная причина — частный капитал реально снимает с власти бремя социальных забот. Потому что капитал намного эффективнее решает и экономические и социальные проблемы целых отраслей и регионов. В угольной отрасли сейчас нет социальных протестов. Бунтовщики все как один озабочены куда более существенными для себя вещами — не потерять бы работу.

Не получается и намеченная реформа газовой отрасли. Выясняется, что прежде, чем начинать реформы, нужно собрать растащенную собственность. Этим с самого начала года и занимается новой руководство "Газпрома" - ставленник "питерской" команды Алексей Миллер. Он попробовал собрать газовую империю, разбазаренную своими предшественниками — Рэмом Вяхиревым и Виктором Черномырдиным. Началось все с обвинения "дочки" - "СИБУРа" в нанесении ущерба в крупных размерах — газовый монополист в результате вполне законного решения собрания акционеров потерял в "СИБУРе" контрольный пакет. Странный суд над главой "СИБУРа" Яковом Голдовским. Восстановив свои позиции, "Газпром" отказывается от претензий, но уже поздно — Генпрокуратура настаивает на проведении "образцово-показательного" процесса. Но времена уже не те. Обвиняемые выпущены под залог. Приговор суда — условный. Судопроизводство в очередной раз превращено в фарс.

Вопреки логике реформ, требующей безжалостного избавления от любых непрофильных активов, "Газпром" продолжает финансовые вливания в отнятое у олигарха Владимира Гусинского "НТВ". Благодаря этой поддержке "НТВ" заканчивает год с прибылью". Однако не блестящи дела самого "Газпрома". Атаку на газовую монополию начинает "Независимая газета", принадлежащая главному олигарху "эпохи Ельцина" - политэмигранту Борису Березовскому. "НГ" заявляет, что "Газпром" практически банкрот, его долги сравнимы с общей суммой" пиковых" выплат России в 2003 году. "Газпром" все категорически отрицает. Однако, похоже, у монополии действительно не лучшие времена. Реформа газовой отрасли не проведена. Не создан конкурентный рынок газа. Эксперты полагают, что до выборов президента никакие серьезные реформы проводиться не будут.


Еще один красноречивый пример отложенных реформ. Российские производители легковых автомобилей долго и агрессивно добиваются от правительства введения высоких заградительных пошлин на импортные подержанные иномарки старше семи лет. Вслед за этим происходит фактическое сворачивание производства отечественных легковых автомобилей. Конвейеры главных автомобильных заводов страны стоят. А рынок полностью затоварен ввезенными загодя иномарками. Вывод: стране не хватает грамотных экономистов, способных просчитать последствия любого шага хотя бы на пять лет вперед.

Под лозунгом "реформы назрели" РАО "ЕЭС России" начинает год с массовых отключений от электроэнергии муниципальных объектов и объектов вооруженных сил России. В свое оправдание глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс требует проведения реформы энергетики и объявляет о том, что проект реформы уже практически готов.

В стране разворачивается невиданная со времен ваучерной приватизация масштабная PR-кампания. Вокруг предстоящей реформы разворачивается настоящее сражение. Против реформы губернаторы, сырьевые олигархи, центристские фракции Госдумы и "Яблоко" Явлинского. Благодаря титаническим усилиям сторонников реформ и лично Анатолий Борисовича Чубайса удается принять пакет законов по реформе энергетики в первом чтении. Итог — Госдума отказалась рассматривать законопроекты во втором чтении до конца 2002 года. Рассмотрение перенесено на конец января.

Когда становится ясно, что энергореформа отложена, акции РАО "ЕЭС России" дешевеют. Чубайс обвиняет российских олигархов в скупке акций и стремлении контролировать всю энергетику страны, чтобы помешать реформам. Становится ясно, что реформа, возможно, будет проведена совершенно другими методами — руками неких новых частных акционеров. И без Чубайса. О чем недвусмысленно намекают неназванные источники в правительстве.

Точно таким же образом захлебнулась в парламенте и реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Депутаты сочли проект недоработанным и перенесли рассмотрение на этот год. Главная проблема, как и во всех других случаях — отсутствие у реформаторов внятного экономического механизма, учитывающего реальное состояние экономики и реальную платежеспособность населения. Однако реформаторы не могут себе позволить рассекретить этот механизм — станет ясно, за чей счет планируется реформы проводить. А в год выборов такая циничная откровенность весьма нежелательна.

Между тем, обойдясь без массированной пиар-поддержки политтехнологов, МПС протолкнуло через Госдуму все необходимые законы для начала собственных реформ. Очевидно, что с созданием РАО "Российские железные дороги", ситуация в области путей сообщения вплотную приблизится к теперешней ситуации в энергетике. Проблемы одни и те же: полная изношенность оборудования, невозможность заставить потребителей платить за услуги столько, сколько они реально стоят.

Понятно, что предвыборный год не выдержит несколько реформ сразу. И аналитики начинают склоняться к тому, что в годы парламентских и президентских выборов непопулярная реформа проводиться не будет. Однако, промедление смерти подобно — реформы нужно провести до нового дефолта. И
Администрация президента РФ санкционирует пропагандистскую кампанию за проведение реформ энергетики и ЖКХ, по крайней мере, до президентских выборов.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Не от мира сего: семья из 4-х человек в полном составе сменила пол
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Мед против насморка. Как лечить ребенка без лекарств
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Прогноз на 2018 год: где зарождается Третья мировая
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры