Во что встанет москвичам московское метро?

Что такое Московский метрополитен сегодня? До сих по он остается предметом гордости москвичей. Московский "сабвей" по праву считается самым красивым в мире. Однако теперь для москвичей метро ассоциируется еще и с толкотней в часы пик, терактами и постоянно дорожающим проездом.

Впрочем, руководство метрополитена обещает справляться по мере сил с существующими проблемами. Судя по всему, власти наконец обратили должное внимание на проблемы самого популярного московского общественного транспорта, который обслуживает до 60% всего столичного пассажиропотока. Видимо, немного от хлынувшего в страну потока нефтедолларов достанется и московской «подземке».

Видно, на федеральный центр подействовали угрозы начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева о неминуемом коллапсе в метро в ближайшие пять лет, если не будут приняты соответствующие меры. «Миграция и подвижность населения в Москве резко возрастает, причем непрогнозируемыми темпами», - сокрушается он. Однако, несмотря на то, что после апокалиптичных заявлений не прошло и двух недель, вчера глава столичной подземки говорил о будущем с б о льшим оптимизмом.

Гаев на вчерашней пресс-конференции с уверенностью заявил о том, что наиболее острые проблемы с перегруженностью Московского метрополитена будут решены уже в ближайшие годы. По его словам, правительство Москвы сконцентрировало ресурсы на достройке тех объектов метрополитена, открытие которых решает одновременно и социальные, и транспортные проблемы.

В первую очередь возьмутся за самую загруженную линию – Таганско - Краснопресненскую, пересекающую всю Москву от трущоб юго-восточных районов через самый центр до «причесанного» северо-востока столицы. К 2007 году планируется открыть станцию метро в Строгино, после чего «12 тысяч пассажиров в час пик из Строгино, которые выезжают на Таганско - Краснопресненскую линию, уйдут с этой линии на новые направления», - сказал Гаев. Тем самым разгрузится западный конец этой линии. Большие надежды возлагаются и на строительство центрального участка Люблинско - Дмитровской линии, которая в конечном счете получит три пересадочные станции и выйдет в центр города. Её достройка позволит разгрузить восточное крыло Таганско - Краснопресненской линии.

Но эти планы блекнут перед проектом разгрузки делового центра столицы, который уже заметно расширился за пределы кольцевой линии метро. Как сообщил Дмитрий Гаев, буквально несколько дней назад по поручению правительства он подписал документ на разработку технического задания по строительству нового распределительного луча. «По сути это будет начало кольцевой линии, которая пройдет на расстоянии в 1-2 перегона от действующей кольцевой линии в местах наибольшей загруженности», - сказал Гаев.

Началом этого распределительного луча станет направление на "Москву-Сити" через станции метро «Александровский сад», «Арбатская», «Смоленская», «Киевская», «Деловой центр», «Международная» (последние две планируется запустить в ближайшие несколько лет). Первый участок линии проложат от будущей станции «Международная» до Савеловского вокзала. На этом участке планируется разместить шесть станций, три из которых будут связаны с радиальными линиями.

Гаев выразил надежду, что при строительстве новой ветки будет привлекаться частный капитал. Опыт участия бизнеса в проектах метрополитена уже был в ходе строительства второго выхода на станции метро "Маяковская".

«Механика привлечение средств частного капитала может измениться буквально со следующего года, - сказал Гаев «ПРАВДЕ.Ру». – Особенно, если законодатели наконец выпустят из своих недр закон о концессиях, который оговаривает правила игры». Если же закон не примут, то Гаев не исключает схемы привлечения частных средств через земельные участки, относящиеся к строящимся объектам метро. В этом случае привлекаемые средства закладываются в стоимость земельных участков, которые выкупают инвесторы, собирающиеся там что-нибудь построить. «Эти деньги направляются на строительство метрополитена. Частный капитал уже готов идти на это», - заявил Гаев.

Увеличение объемов финансирования со стороны РФ – это очень важный вопрос, так как даже те обязательства, которые предусмотрены постановлением правительства РФ, не выполняются, сокрушается глава столичного метрополитена.

Но ситуация меняется: в этом году финансирование из федерального бюджета увеличилось почти в два раза. В бюджете на следующий год российское правительство предусмотрело 1,7 млрд рублей на строительство Московского метрополитена и 1,4

Руководство метрополитена обещает справляться по мере сил с
Руководство метрополитена обещает справляться по мере сил с
млрд рублей на мероприятия по антитеррору, сообщил Гаев. Напомним, федеральным бюджетом 2005 г на развитие московского метро было выделено всего 978,3 млн руб. При этом, по данным Росстроя, на 2006 г. эта потребность составляет почти 21 млрд руб. В настоящее время наибольший объем средств на развитие метрополитена выделяется правительством Москвы.

В деле всемерной поддержки метрополитена не забывают и про карманы москвичей. Стоимость проезда будет продолжать дорожать теми же темпами, которые так неприятно поразили жителей и гостей столицы в начале этого года, когда цена одной поездки на метро увеличилась сразу на 30%.

Как известно, руководство Московского метрополитена планирует повысить в 2006 году тарифы на проездеще на 25-30%. Эта новость сильно озадачила москвичей. Рост тарифов, второй год опережающий инфляцию, выглядит еще более странно с учетом заявления самого Гаева о том, что метрополитен – прибыльное предприятие, а не убыточное, как было принято считать.

Сам Гаев не согласен с такой трактовкой: "если тупо считать 2006-й год к 2005-му, то я с этим согласен», - сказал он «ПРАВДЕ.Ру», комментируя сравнение роста тарифов на проезд со средней инфляцией по стране. Но Гаев считает, что правильнее рассматривать динамику роста тарифов с 2000-го года (когда проезд стоил 4-5 рублей, а только официальная инфляция составляла 18%).

«Каждая вещь стоит ровно столько, сколько она стоит», - сказал Гаев. По его словам, сегодня средний доход метрополитена с пассажира составляет 6 рублей за одну поездку. При этом он не исключил, что в следующем году только себестоимость перевозки одного пассажира, с учетом роста цен на потребляемые метрополитеном ресурсы, будет стоить почти 9 рублей. Следовательно, рост тарифов можно считать неизбежным. Впрочем, сам Дмитрий Гаев напоминает, что окончательное решения вопроса о тарифах в руках региональной службы по тарифам.

Сергей Малинин

Обсудить