«Юкос» и «Сибнефть»: неправильно срослось

Кто и зачем дал «задний ход» слиянию?
Буквально на днях российский фондовый рынок вздохнул с облегчением. Появились первые позитивные даже не новости – слухи – по делу «Юкоса». Якобы аресты акционеров нефтяной компании и ее главы Михаила Ходорковского вовсе не начало политических репрессий, а простое перераспределение собственности с использованием силовых ресурсов государственного аппарата. И акции российских компаний стали расти. Сегодня они снова упали.

Первые проблески задуманной комбинации эксперты узрели после наложения Басманным судом Москвы ареста на акции МФО «МНЕНАТЕП» в «Юкосе». Казалось бы, сделано это было для того, чтобы не дать увести активы компании за границу. И вскоре прокурорские работники поняли, что арест акций по сути дела ситуацию не меняет, и часть акций действительно принадлежащих иностранным акционерам были отпущены «на волю» - 4,5%, которые, естественно, ничего не решали и не решают. И тут-то стало ясно, что арест акций группы Ходорковского развязывает руки акционерам «Сибнефти».

После первых сообщений о решении руководства «Юкоса» и «Сибнефти» объединиться, российские СМИ дружно заговорили о банальном поглощении «Сибнефти» «Юкосом». Мол, Ходорковский добился своего, вспомните, как морщился Швидлер, пожимая ему руку. В общем, создавалось впечатление, что «Сибнефть» сливаться не хочет, но по каким-то малопонятным причинам не в силах отказаться. Между тем, как выяснилось, распределение обязанностей было обговорено таким образом, что Михаил Ходорковский по сути дела оставался «почетным» президентом, в то время как фактическое оперативное руководство ложилось как раз на Евгения Швидлера – верного помощника Романа Абрамовича по «Сибнефти». Настораживал еще один момент – переговоры с американской ExxonMobil велись исключительно от лица «Юкоса» без всякого участия «Сибнефти». Могло ли такое быть?

Последующие обыски в помещениях «Юкоса», арест Михаила Ходорковского и, наконец, арест пакета акций «Юкоса» в управлении «МЕНАТЕПА» подтвердили – «самый умный» нефтяник страны где-то крупно ошибся. Хотя при этом в самом «Юкосе» вступил в силу «форс-мажорный» план управления, места российских топ-менеджеров в экстренном порядке заняли граждане иностранных государств, а процесс слияния продолжался, как ни в чем ни бывало. Однако когда следователи Генпрокуратуры пришли к новому главе компании «Юкос-Москва» американцу Стивену Тиди и попросили его выдать некие финансовые документы компании, и даже подсказали ему, где они лежат, американец безропотно выдал бумаги. Осталось мало сомнений в том, что «кость срослась неправильно», ее будут «ломать» по-новому.

Между тем, события развивались своим чередом. Несмотря на регулярные нападки на «Сибнефть» со стороны главы Счетной палаты Сергея Степашина, высокий чин Следственного комитета МВД РФ на этой неделе делает заявление, что никаких претензий со стороны правоохранительных органов к губернатору Чукотки Роману Абрамовичу нет – его капиталы «заработаны» честно. Одновременно с этим в прессу вбрасывается информация о том, что Евгений Швидлер должен провести «предпродажную» подготовку «ЮкосСибнефти» для продажи крупного пакета акций некоему российскому инвестору. При этом СМИ утверждают, что экс-глава президентской администрации Александр Волошин не просто так покинул свой пост. Мол, именно он возглавит объединенного нефтяного гиганта. Одним словом, Роман Абрамович и Александр Волошин полюбовно делят наследство Михаила Ходорковского.

А почему бы и нет? Как-никак до администрации президента Волошин трудился как раз на ниве приватизации нефтяных компаний России. В 1995-1997 годах Александр Волошин работал президентом АО «Федеральная фондовая корпорация», которая в качестве генерального агента РФФИ организовывала специализированные аукционы по продаже активов госпредприятий. Волошин тогда непосредственно приложил руку к приватизации крупных долей в компаниях СИДАНКО, ОНАКО, ТНК, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Сибнефти» и других компаниях на общую сумму около 9 трлн. рублей. Так что можно сказать, что Александр Стальевич в каком-то роде, «отец приватизации» в не меньшей степени, чем Анатолий Чубайс.

Судя по тому, что один из потенциальных претендентов на покупку 50% акций «ЮкосСибнефти» американская компания ChevronTexaco переносит свои инвестиционные интересы в Казахстан, то стратегия Михаила Ходорковского «похоронена», и объединенная компания останется под российским контролем, сколько бы американских топ-менеджеров в ней не трудилось.

Скрывающийся за границей акционер «Юкоса» ЛеонидНевзлин к новостям планах Абрамовича и Волошина отнесся скептически. Чтобы возглавить компанию, в ней нужно для начала занять какой-нибудь пост и добиться расположения совета директоров и правления, вполне справедливо утверждает он. Но это было бы правильно в любой другой стране, а здесь Россия - здесь невозможное возможно. Поэтому умный и острожный Невзлин оговорился, что сама постановка вопроса весьма интересна.

Как поясняют аналитики, после того как Генпрокуратура наложила запрет на 39,6% акций группы «МЕНАТЕП» в «Юкосе», у их владельцев осталось право голосовать на собрании и даже получить немалые деньги в виде дивидендов. Но не более того. Зато акционеры «Сибнефти» ну совершенно ничем не связаны. Часть своей прибыли в виде 3 млрд. долларов за 20% акций «Сибнефти» от «Юкоса» они уже получили. Почему бы не потратить эти деньги на благое дело – приобретение всей объединенной компании?

Ведь «Юкос» в нынешней ситуации просто не в состоянии «проглотить» народившегося гиганта. На долю «МЕНАТЕПа» приходится лишь 4,5% отпущенного из-под ареста пакета, а еще один большой пакет в 17,65% находится в свободном обращении, и то падает, то растет в цене на биржах. А держатель 26,1% акций новой компании от «Сибнефти» - Millhouse Capital, представляющая интересы Романа Абрамовича, реально сегодня самый крупный ее акционер.

Сегодня – знаменательный день – началось давно запланированное внеочередное общее собрание акционеров «ЮкосСибнефти». С утра в региональной прессе появились тревожные сообщения – главы дочерних региональных предприятий объединяемой компании требуют в срочном порядке вернуть назад Михаила Ходорковского. В частности, генеральный директор «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» Владимир Рид на пресс-конференции в Тюмени заявил, что лично ему бы хотелось, чтобы в компанию вернулся Михаил Ходорковский, так как «то, что сделано при Ходорковском по поднятию такого гиганта, как ЮКОС, и за такой короткий срок, требует уважения и понимания». А это уже, судя по всему, бунт на корабле.

То есть, судя по всему, люди Абрамовича сегодня пошли «стеной», а команда Ходорковского и сочувствующие в стане «Сибнефти» предприняли ответную контратаку. И выяснилось, что ни та, ни другая сторона не в силах контролировать ситуацию? Последний час принес сенсацию – процесс слияния «Юкоса» и «Сибнефти» приостановлен. По взаимной договоренности акционеров.

Эксперты сейчас ломают головы над тем, что бы все это значило. Большинство склоняется к варианту, что «приостановление слияния» это ни что иное как «хорошо завуалированное» объявление о начале «бракоразводного процесса». Однако глава "Юкоса" Семен Кукес как ни в чем ни бывало сообщает, что несмотря на заявление "Сибнефти" слияние "двух лун" продолжается по плану. С кем же продолжает объединяться С. Кукес? Остается только подождать, что на все это скажут генпрокурор РФ Владимир Устинов и президент России Владимир Путин. Возможно, они видят ситуацию в несколько ином свете. И, возможно, на этот раз ошибается американец Кукес? Посмотрим.

Между тем, приостановка завершения слияния «Юкоса» и «Сибнефти» привела к падению российского рынка. На 13:30 в РТС цена на акции «Юкоса» снизилась на 5% и составила 11.4 долара, акции «ЛУКОЙЛа» подешевели на 0.92% до $21.5, котировки РАО «ЕЭС России» упали на 1.14% до 0.26 доллара, «Сургутнефтегаза» - на 1.13% до 0.525 доллара. На 13:30 индекс РТС снизился на 2.12% по сравнению с предыдущим закрытием - до 528.68 пункта. Как говорится, если акции дешевеют, то кто-то начинает их скупать.

Обсудить