Кто может спать спокойно?

Сергей Степашин попытался развеять сомнения президента ТНК-ВР
Вот уже некоторое время аудиторы Счетной палаты РФ изучают результаты российской приватизации. Цель проста и благородна — отделить овнов от козлищ. Ведь сам президент России Владимир Путин заявил, что законы при приватизации нарушали не более 7-10 олигархов. Остальные, стало быть, могут спать спокойно. Сегодня, возможно, стали известны имена некоторых "остальных".

В своих публичных выступлениях глава Счетной палаты Сергей Степашин в нарушении правил приватизации (да и в уклонении от налогов) чаще всего обвинял российскую компанию "Сибнефть". Повторял он свои обвинения не раз и не два. Участились они после того, как главный акционер "Сибнефти" Роман Абрамович приобрел лондонский футбольный клуб "Челси". Раздосадованный Роман Абрамович в одном из зарубежных интервью заявил, что "мнение Степашина" его не интересует. Но не исключено, что именно эта активность г-на Степашина в итоге спровоцировала синхронное заявление двух высокопоставленных чинов из Следственного комитета МВД и Генпрокуратуры о том, что у правоохранительных органов никаких претензий к "Сибнефти нет".

Обвинения со стороны главы Счетной палаты прекратились. Однако, выступая в Давосе , вице-премьер правительства и глава Минфина Алексей Кудрин назвал "Сибнефть" в числе компаний, которые государство намерено преследовать в дальнейшем.

Никакого продолжения этот сюжет пока не получил. Зато сегодня стало известно, кого в Счетной палате решили успокоить, и чьи беспочвенные страхи взялся развеять лично Сергей Степашин.

Принимаясь за раскопки полузабытых сделок времен массовой приватизации, высокие чины из Счетной палаты уточнили, что отнюдь не преследуют цель, во что бы то ни стало пересмотреть результаты самой приватизации. Ни в коем разе. Цель, по их словам, заключалась в другом — всячески содействовать дальнейшему развитию предприятий, не допускавших в ходе приватизации грубого нарушения законов. Встретившись с президентом российско-британской нефтяной компании ТНК-ВР Робертом Дадли, Сергей Степашин попытался втолковать ему именно это.

Во время встречи глава Счетной палаты рассказал британскому топ-менеджеру об участии своего ведомства в "деятельности российского руководства по приданию национальной экономике большей прозрачности и улучшению инвестиционного климата в стране". Кроме того, он подробно проинформировал предпринимателя о состоянии нынешнего налогового законодательства и перспективах внесения в него изменений, которые способствовали бы дальнейшему росту экономической активности. Понятно, что происходящие в последнее время изменения, вроде увеличения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, не могли не встревожить британского дельца. Ведь как дважды два понятно, что, имея за своей спиной большинство в Госдуме, правительство на этом может и не остановится.

Сергей Степашин не стал британца разубеждать. По его словам, после недавних выборов в Госдуму были "созданы предпосылкидля скорейшего принятия законодательства, которое придаст дальнейший стимул реформам и экономическому развитию страны". Под этими изменениями, надо полагать, глава Счетной палаты имел в виду затыкание лазеек в законах, благодаря которым недобросовестные российские компании вроде "Юкоса" или "Сибнефти" (кстати, рекордсмен среди российских нефтяных компаний по "минимизации" налогов) имели возможность минимизировать свои издержки и вполне законно не платить государству десятки миллиардов рублей.

Думается, поводом для столь скорой встречи могли послужить именно последнее заявление в Давосе Алексея Кудрина. Правда, среди компаний, которые должны подвергнутся преследованию со стороны государства, он не назвал ни TNK-BP, ни ТНК. Однако в России широко известно, какими методами в свое время возникли и ТНК и контролирующая ее Альфа-групп. А поскольку методы Альфы во время создания ТНК мало чем отличались от методов того же "Юкоса", часть акционеров которого в тюрьме, а часть в международном розыске , то тревогу Роберта Дадли вполне можно объяснить.

Тем более что британские партнеры знают о методах топ-менеджеров ТНК и Альфа-банка не понаслышке. В свое время между акционерами Альфы и BP были конкурентные столкновения , окончившиеся поражением британцев. И только заступничество британского премьера Тони Блэра, пожаловавшегося президенту Путину, спасло британцев от потери активов в России. Закончилось все хорошо — как в голливудском фильме — бывшие враги-конкуренты в итоге создали одну из крупнейших нефтяных компаний мира. Однако сегодня, когда существует реальная возможность того, что к приватизации ТНК у государства вполне могут появиться серьезные вопросы, британская сторона желала бы заранее знать к каким еще потерям в России ей стоит подготовится.

Трудно поверить, что общие рассуждения г-на Степашина могли г-на Дадли успокоить. Счетная палата еще не закончила проверку законности приватизационных сделок, в результате которых на свет появилась ТНК. Более того, судя по всему, в отношение ТНК — Альфа-групп не определились еще ни Генпрокуратура, ни сама верховная власть России.

Путин заверил, что спать спокойно могут только те, кто законы не нарушал. Остальных, судя по всему, должна мучить жестокая бессонница, плавно переходящая в первентивный арест и изматывающие ночные допросы. Но разве можно поверить, что одна из крупнейших нефтяных компаний России была создана исключительно в "белых перчатках", и как не ищи — ни одного нарушения найти не возможно ? Роберту Дадли остается только посочувствовать. Где был ум британских акционеров BP, когда они решили делать бизнес в России? Хотя не исключено, что все риски просто заложены в смету. Включая убытки от рискованых "безумств" в России и прибыли от приватизации личной калитки в "стене власти".

На фото: Роберт Дадли, Виктор Вексельберг и Михаил Фридман. Бывшие конкуренты стали партнерами