Борьба с поддельными лекарствами может привести к их удорожанию

Чтобы хоть как-то решить проблему с подделкой лекарств, которая сейчас преобретает все более массовый характер, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (ФСНСЗ) предлагает обязать все фармацевтические компании маркировать свою продукцию. Однако эксперты сомневаются в том, что эта мера сильно поможет в борьбе с контрафактом. Также они опасаются, что обязательная маркировка приведет к росту цен на лекарственные препараты.

Ситуация с поддельными лекарствами в России противоречивая. По данным МВД и Министерства здравоохранения и социального развития, сегодня на рынке поддельных лекарств от 3,5 до 12%. Некоторые независимые эксперты называют цифру в 20%, а по отдельным категориям лекарств контрафактные медикаменты, по их мнению, достигают 60% - такие данные приводил генеральный директор Межрегионального центра сертификации Павел Корытников.

Более остро стоит вопрос с качеством сырья, из которого делаются лекарственные препараты. Как рассказывал председатель подкомитета Совета Федерации по здравоохранению, обороту и использованию лекарственных средств, медицинскому страхованию Борис Шпигель , в России только 15% фармацевтических компаний закупают сырье напрямую у производителей. Остальные 85%, по его словам, получают лекарственные субстанции по непрозрачным схемам через оффшоры. Качество этого сырья, считает Борис Шпигель, оставляет желать лучшего. Зачастую оно оказывается просроченным или на истечении срока годности. Естественно, такие "отбросы" стоят значительно дешевле (в разы) качественного сырья.

Впервые идея введения новых для российского рынка средств идентификации лекарственных препаратов возникла еще в прошлом году. Как напоминает газета "Бизнес", в октябре 2004 года на заседании правительства министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов пообещал президенту, что к 1 мая 2005 года разработает новую систему контроля за качеством производства лекарств. Позже он уточнил, что основным средством защиты от подделок на рынке станет именно маркировка фармацевтической продукции. К 1 мая это решение было приурочено неслучайно — именно эту дату чиновники обозначили для отмены сертификации фармпродукции, заменив ее декларированием самими производителями.

Однако министерство так и не предложило никаких средств для защиты рынка от подделок, а отмену сертификации перенесли на следующий год, пишет "Бизнес". В процессе подготовки новых средств идентификации были предложены сразу несколько вариантов защиты — от голограмм до люминофоров. Неудивительно, что наибольшее внимание был уделено подведомственной ФСБ компании "Атлас Северо-Запад" (филиал ФГУП НТЦ "Атлас") о введении защитной марки для лекарств, состоящей из штрихкода и голограммы. Стоимость такой марки оценивается в 50 коп. за штуку.

В конце прошлой недели глава ФСНСЗ Рамил Хабриев поддержал идею введения защитных марок для всей фармотрасли. Поего словам, именно такая форма защиты наиболее реальна. "Для реализации новшества производители должны договориться между собой и ввести единую систему защиты. Это автоматически снимет проблему подделок",- говорит Хабриев. Кроме того, введение маркировки облегчит отмену сертификации для отрасли и сделает проверки службы более простыми и даже выборочными, считает чиновник.

Вероятно, обкатываться новая система маркировки будет на лекарствах, предназначенных для льготников. Министерство здравоохранения и социального развития РФ во второй половине 2005 года планирует начать маркировку "льготных" лекарств, чтобы они не попадали в коммерческий оборот, о чем сообщил глава ведомства Михаил Зурабов в четверг на заседании российского правительства.

Однако участники рынка и эксперты сомневаются, что введение новой марки спасет рынок от фальсификата. Исполнительный директор ассоциации российских фармацевтических производителей Олег Михайлов сказал газете "Бизнес", что затраты на маркировку лекарств могут превысить стоимость существующей сертификации в шесть раз. "Введение новой марки увеличит стоимость лекарств за счет затрат не только на саму марку, но и на дополнительные технологии",- отмечает председатель совета директоров исследовательской компании "Фармэксперт" Юрий Крестинский. Пока не существует механизмов идентификации марок и информационного обеспечения предполагаемого процесса контроля, отмечает Михайлов из АРФП. По словам эксперта по правовым вопросам Союза профессиональных фарморганизаций Светланы Завидовой, многие производители уже ввели собственные средства защиты от подделок. "И унификация защитной марки может сыграть на руку "пиратам",- говорит она. С ней соглашается и Крестинский: "Если в нашей стране есть умельцы, подделывающие лекарства, то и способные подделать новую марку запросто найдутся".

Напомним, что опыт введения специальной маркировки для лицензионной видео-, аудиопродукции, а также программного обеспечения скорее негативный — подделки, а то и оригиналы маркировок и марок рулонами продаются на радиорынках и через Интернет.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин убежден, что введение маркировки лекарственных средств может быть реализовано только при изменении соответствующего законодательства. В противном случае обязательное использование марки на товаре может быть признано судом незаконным. Прецедент уже был — несколько лет назад Конституционный суд признал практику маркировки за счет предпринимателей противоречащей Конституции. "Правообладатели должны сами решать, как защитить продукцию от подделок наиболее доступными, выгодными и эффективными для себя способами",- заявил "Бизнесу" Дмитрий Янин.

Зато у власти появится очередной повод применить карательные меры по отношению к аптекарям.

Отдел экономики