Российских кинолент в 2013 году станет больше

Вся правда об окупаемости нашего кино

Российских кинолент в грядущем году станет больше. Правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым выделит в 2013 году на поддержку отечественного кинематографа 5,34 миллиарда рублей, что более чем на миллиард превышает субсидии 2012 года. Система распределения денег тоже будет иная. Часть получит Фонд кино, чья работа вызывает немало нареканий.

Постановление о федеральном субсидировании российского кинематографа подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Как сообщает пресс-служба кабинета министров, "постановлением утверждаются правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии. В федеральном бюджете на 2013 год на указанную цель предусмотрено 5,34 миллиарда рублей". При этом около трех миллиардов рублей из обозначенной суммы будут направлены в Фонд кино, а оставшиеся два миллиарда получит Министерство культуры.

Как сообщает газета "Ведомости", ранее заместитель руководителя аппарата правительства Денис Молчанов рассказал, что Минкультуры будет финансировать дебютное, авторское, короткометражное, анимационное и документальное кино, а также различные фестивали и конкурсы киноискусства. Кроме того, под поруку представителей ведомства попадают фильмы, которые соответствуют "стратегическим задачам государства".

Читайте также: Экономия сделает зрителей патриотами?

Что касается Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино), который уже презрели аудиторы, то две трети выделенных из бюджета денег перейдут компаниям-лидерам российского кинематографа на безвозвратной основе. Также Фонд будет обеспечивать финансирование кинолент, созданных организациями кинематографистов, и субсидирование процентных ставок по кредитам в случаях, когда производители фильмов будут брать на себя такие обязательства в ходе создания лент.

Вот только механизмы финансирования в российском Фонде кино, мягко говоря, настораживают специалистов. Они отмечают крайне низкую эффективность работы некоммерческой организации, в связи с чем Счетная палата РФ предложила пересмотреть пути поддержки отечественных кинематографистов. Как отметили в СП, в Фонде кино сильно хромает механизм возвратности средств и самоокупаемости коммерческого кинопродукта. Так, в минувшем году возврат средств после прокатов фильмов, которые были созданы при крупных бюджетных затратах, составил всего два процента. И это нисколько не удивляет аудиторов, ведь в настоящее время отсутствует ответственность производителей художественных фильмов за низкие кассовые сборы. По мнению чиновников, кинематографисты, использовавшие казенные деньги на "бездарные" проекты, должны возвращать их, для чего необходимо выработать новый механизм.

Также аудиторы обращают внимание на то, что Фонд кино нерационально пользуется правом выбора компаний-лидеров российского кинематографа и выделения им средств. Для большей эффективности, считают в СП, Фонд должен учитывать невыполненные обязательства компаний и выдавать средства на производство фильма лишь тем, кто их действительно заслужил. А таких, если верить результатам анализа проката российских фильмов и их позиций в общем рейтинге кинолент, показанных в кинотеатрах страны, крайне мало. Из всех 162 фильмов отечественного производства, выпущенных с 2010-го по 2012 год, в первую сотню наиболее кассовых картин данного периода попали лишь десять. Этот показатель был для работников Счетной палаты достаточно красноречив, чтобы утвердиться в желании разработать новый механизм аккумулирования средств Фондом кино.

Читайте также: Кино и Минкультуры — таланты и заказчики

С этой целью чиновники направят информационные письма в Правительство РФ, ФНС России и попечительский совет Фонда кино. Кроме того, сейчас готовится обращение в Генпрокуратуру России, сообщает РИА Новости.

А кинозрителям, между тем, остается лишь надеяться, что финансовая поддержка государства и стимулирование окупаемости российских кинофильмов разбудит таланты в отечественном кинематографе. Ведь стыдно признаться, что в десятке лидеров российского кинопроката за 2012 год не оказалось ни одного российского фильма. Единственная работа, показавшая достойный результат, — это анимационный фильм "Иван Царевич и серый волк", который появился в прокате около года назад, 29 декабря 2011-го, и заработал 20,74 миллиона долларов. Однако даже такой оборот проигрывает кассовым сборам зарубежных кинолент. И на данный момент, к несчастью, отечественным кинематографистам только и остается, что надеяться на помощь государства или неприступную спонсорскую поддержку.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить