Билеты на иностранные фильмы могут подорожать на 18 процентов

Экономия сделает зрителей патриотами?

С 2014 года может появиться 18-процентный разрыв в цене на кинобилеты на отечественные и зарубежные фильмы. Разумеется, это не российские фильмы подешевеют. В скором времени чиновники планируют сделать просмотр импортных лент более дорогим удовольствием. В Государственную думу внесен законопроект, призванный поддержать российский кинематограф.

Документ подготовил вице-спикер нижней палаты единоросс Сергей Железняк. Он предлагает ввести НДС за демонстрацию фильмов иностранного производства. Для этого придется внести изменение в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в настоящее время пункт 20 данной статьи прямо указывает, что организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства (под это определение попадают и кинотеатры), от уплаты НДС освобождаются. В случае, если предложение будет реализовано, посетителям придется выкладывать за просмотр иностранных фильмов на 18 процентов больше, чем за просмотр русских, ведь именно столько составляет обычный НДС в РФ.

Читайте также: Кино и Минкультуры — таланты и заказчики

Также, согласно законопроекту, количество российских фильмов в прокате будет теперь определять правительство. По задумке депутатов, с 2014 года отечественные ленты должны составлять не менее 20 процентов от общего числа демонстрируемых в кинотеатрах. Это положение повлечет за собой необходимость вносить поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В нем пропишут наказание для кинотеатров-нарушителей: штраф для юридических лиц от 100 до 400 тысяч рублей за каждый выявленный факт.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что при общем росте прокатных сборов доля в них российского кино сократилась и составила в 2012 году всего около 13 процентов. Причиной авторы назвали уязвимость отечественных производителей в конкурентной борьбе с западной киноиндустрией, а "единственно возможным выходом из сложившейся ситуации" — усиление государственной поддержки российского кино.

По данным Romir Movie Research, доля российских картин по кассовым сборам в 2012 году составила 13,8 процента, при этом доля фильмов компаний — лидеров отечественного кинопроизводства не превышает 7,5 процента. Эти показатели ниже уровня прошлого года, при том что общая посещаемость кинотеатров в этом году почти не изменилась, сообщает РБК. Самая большая доля сборов российских лент была зафиксирована в 2005 году — 29,5 процента. Именно тогда вышли "9 рота" и "Турецкий гамбит", с успехом которых специалисты связывают экономические достижения отечественного кинематографа того года. "Если бы в этом году был один большой фильм, мы бы все говорили о гигантском успехе русского кино", — сообщил продюсер Александр Роднянский в среду на заседании круглого стола по итогам господдержки кино в 2012 году, передают РИА Новости.

Тем не менее, русское кино пока не демонстрирует никаких успехов: ни гигантских (о которых готов поговорить Роднянский), ни каких-либо иных. Огромное количество отечественных фильмов в прокате проваливается с треском, какой не снился даже наименее удачным западным лентам. По данным Forbes, у самых провальных российских фильмов 2012 года бюджет превышал сборы в 2 тысячи раз. Так, у ленты "Если бы да кабы", премьера которой состоялась 17 мая 2012 года, бюджет составил 6 миллионов долларов, тогда как в прокате фильму удалось собрать лишь 3 тысячи долларов. Разумеется, такая ситуация неприемлема и требует немедленного принятия мер к своему изменению.

Однако вопрос о том, целесообразно ли, признавая неконкурентоспособность российского кино, пытаться понизить конкурентоспособность его более удачливых соперников, вместо того, чтобы повышать собственную, остается открытым. Ведь в таком случае российское кино не станет ни успешнее, ни сильнее. Можно было бы посоветовать правительству лучше вложиться в развитие отечественного кинематографа, если бы не одно "но": оно уже туда вложилось. И никаких положительных результатов это не принесло — российский кинематограф по-прежнему неконкурентоспособен.

Читайте также: Чиновников заставят перейти на отечественное

Ряд данных свидетельствует о том, что и нынешняя мера, даже в случае своей реализации, тоже не приведет к успеху. Так, по данным Росстата, средняя цена кинобилета в прошедшем году достигла в РФ своего абсолютного максимума за всю историю проката и составила 208 рублей. И тут же резко упал прирост посещаемости кинотеатров: если в 2007-м он составлял более 30 процентов в год, то в 2011-м опустился до отметки в 0,7 процента.

Эксперты предупреждают, что рынок близок к истощению и дальнейшее, даже небольшое увеличение стоимости билетов, может привести к его обвалу. Люди просто не будут ходить к кино. Как на иностранные, так и на российские фильмы, ради которых все это и затевалось.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить