Попытка Минпромторга и МЭР обязать госучреждения закупать товары отечественного производства

Чиновников заставят перейти на отечественное

За что боролись, на то и напоролись. Старая поговорка лучше всего иллюстрирует очередную попытку Минпромторга и МЭР обязать госучреждения закупать товары отечественного производства. В список товаров, которые чиновникам предлагается закупать в РФ, вошли мясные и молочные продукты, автомобили. Цель — защита российских производителей в рамках ВТО.

Кто голосовал за ВТО? Государственные мужи. Кому теперь отвечать за сохранность рентабельности отечественного производства? Разумеется, им же. По крайней мере, к такому выводу пришли представители Министерства экономического развития и Министерства промышленной торговли. В результате был составлен подробный список продуктов, которые запрещено покупать за границей для государственных и муниципальных нужд.

Щедрые на запреты представители двух ведомств первоначально подготовили список, состоящий из 119 пунктов, но впоследствии смилостивились над государственными служащими и сократили его до 20 пунктов. С той лишь оговоркой, что границы реестра вполне могут быть раздвинуты в дальнейшем. Список оговаривался отдельно с Министерством сельского хозяйства. По соображениям Минпромторга и Минэкономразвития российские государственные органы также могут закупать продукты, произведенные на территории Беларуси и Казахстана, то есть у "приятелей" России по Таможенному союзу.

А вот о закупке в других зарубежных странах колбасы, свинины и говядины, мяса птицы, мясных субпродуктов, риса, молочных продуктов, сливочного мяса, сухого молока, сгущенного молока, сухих и сгущенных сливок, сыра и брынзы чиновникам следует забыть."Мы должны сделать так, чтобы сама вероятность приобретения импортного аналога при наличии отечественного была бы неприемлемой", — приводит "Эксперт" заявление вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, сделанное в ноябре 2012 года.

Реакция на появление такого списка последовала неоднозначная. Представители Мясного и Молочных союзов, которые, казалось бы, должны бы рассыпаться в благодарностях, оказались недовольны тем фактом, что госзакупки достались не только им. Напомним, что на протяжении всего года самые громкие призывы отказаться от членства в ВТО исходили именно от малых предпринимателей, задействованных в мясной и молочной промышленности.

Читайте также: Россия и США не сошлись на мясе

Однако если производители мяса нашей страны начали сетовать на угрозу со стороны стран-участниц ВТО, то с молочниками ситуация иная. Главные враги деятелей молочного рынка РФ — это белорусские коллеги. В течение года российские молочники устраивали акции и не раз взывали к правительству с просьбой ограничить ввоз белорусского молока на территорию РФ. Власти шли навстречу, накладывали вето на импорт молока в горячую пору и следили за тем, чтобы белорусские производители не демпинговали на российском рынке.

Однако угроза не миновала, белорусские молочники по-прежнему являются серьезными конкурентами российским. Поэтому и долгожданного вздоха облегчения со стороны "невеселых молочников" не последовало. А между тем, длячиновников появление списка запретов не стало сюрпризом. Ведь система начала разрабатываться сотрудниками министерств в рамках программы по адаптации отечественной экономики к ВТО уже в октябре текущего года. Более того, она была утверждена на заседании подкомиссии по экономической интеграции у вице-премьера Игоря Шувалова.

Реестр был представлен правительству для рассмотрения 21 декабря, в день, когда доверчивая часть человечества замерла в ожидании апокалипсиса. Но если мера будет одобрена правительством, то для чиновников "конец света" вполне может наступить. Ведь в список запретных заграничных товаров, наравне с мясной и молочной продукцией попали автомобили. Отказ от комфортного автомобиля класса "люкс", произведенного на заводе Mercedes по всем стандартам качества, в пользу машины российской сборки, как минимум, должен повергнуть госслужащих в траур.

Тем более, что сегодня российские автопроизводители не выпускают линейки авто представительского класса. Представить, чтобы в России в результате новых мер будет разработана модель специально для государственного аппарата, довольно сложно. Поэтому правительство нашло обходной путь, который сможет оградить чиновников от необходимости доверять свою жизнь отечественным автомобилям. Как сообщают "Известия", в отношении этого пункта готовится отдельное постановление правительства.

Глава Минпромторга Денис Мантуров адресовал российскому премьеру Дмитрию Медведеву письмо, согласно которому чиновники смогут закупать машины, произведенные на территории России. Изюминка в том, что на просторах нашей родины сегодня имеется немало концернов зарубежных автомобильных гигантов.

"Постановлением правительства в отношении госзакупок автомобилей учитываетсяуровень локализации производства: чиновники смогут закупать машины, произведенные на территории России. Из списка допустимых выпадают такие популярные автомобили, как, например, Mercedes-Benz. Но остаются допустимыми премиальные модели BMW и General Motors калининградской сборки, — рассказал корреспонденту "Правды.Ру" Глеб Славутский, директор департамента развития и маркетинга компании "Автолокатор". — Проект вполне осуществим, однако необходимо определить класс и стоимость автомобиля, необходимого чиновнику того или иного ранга. Это поможет ограничить расходы ведомств при закупке".

Читайте также: Россия хочет кормить Европу экопродукцией

И пусть это решение наглядно показывает недоверие правительства к отечественному автопрому, которое объединяет госслужащих с большинством россиян, разумное зерно в этом все же есть. Ведь иностранные заводы, расположенные в российских регионах, предоставляют рабочие места нашим соотечественникам. А значит, госслужащие будут ездить на автомобилях, собранных руками российских граждан. Ожидалось, что ограничения для государственных органов начнут действовать с 1 января наступающего года. Однако теперь сроки перенесены в связи с необходимостью проведения межведомственных согласований, которые, вероятнее всего, могут затянуться.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить