Ядерные и цифровые акции Кремля (продолжение)

Интернет-пространство двойного назначения
Во время второго срока президентства Владимира Путина все большая открытость российского общества может в одинаковой мере служить как интересам инвесторов, знающих, где и как используются их финансы и взятые у них в аренду или купленные технологии, так и для масштабно действующих террористов. Осама бен Ладен через своих сторонников успешно играет на фондовых биржах. Он зарабатывает там немалые средства для подготовки очередных атак (возможно, с использованием наукоемких технологий), в том числе и для покупки компонент оружия массового поражения.

Действия сторонников "Аль-Каеды" и других подобных организаций отслеживают через специализированные программные продукты (software) многочисленные подразделения по борьбе с терроризмом. Они имеются, например, в США внутри министерств обороны, энергетики, внутренней безопасности (Homeland Security) и Комиссии по ядерной регламентации (Nuclear Regulatory Commission).

Как Кремль намерен действовать при переменах стратегического ландшафта и требованиях открытого интернет-пространства в условиях ведения глобальной войны с терроризмом? Кроме того, уже очевидно, что Кремлю никак не обойтись без медийных интернет-технологий при вступлении во Всемирную торговую организацию в конце 2004 года. Как же сегодня на самом деле обстоят дела в российской "цифровой экономике"?

В нынешней России есть наземные и беспроводные коммуникации. Уже есть цифровое телевидение с функциями интерактивного общения и многое другое. Есть и интернет-телефония, без которой сегодня нельзя обойтись при играх на международных биржах на курсах разницы стоимости акций и других ценных бумаг.

Длинный рубль интернет-телефонии

По данным консалтинговой компании Frost & Sullivan, основанная на интернет-протоколе (IP) телефонная связь все больше и больше привлекает российские компании. Прежде всего при этом учитывается экономия средств и преимущества единой инфраструктуры (снижение затрат на управление и поддержку), дополнительные приложения и возможности, связанные с операторскими центрами, а также маркетинговые и иные возможности контактов с партнерами и клиентами по телефону, электронной почте и через Всемирную сеть.

Обычно аналитики ссылаются на положительные примеры освоения бизнес-элитами США и других стран "большой семерки" корпоративной IP-телефонии. Оптимистические прогнозы о росте популярности корпоративной IP-телефонии сегодня следуют один за другим. По данным компании Eastern Management Group, мировые продажи корпоративных АТС в 2003 году снизились, в то время как поставки IP-АТС существенно выросли. В III квартале 2003 года, по данным компании InfoTech, поставки офисных IP-АТС в США, например, увеличились на 40% (по числу стационарных портов) по сравнению с тем же периодом 2001 года, а продажи традиционных УПАТС уменьшились на 3,5%. Аналитики InfoTech утверждают, что в 2003 году поставки офисных IP-АТС выросли в целом в три с лишним раза по сравнению с 2002 годом и составили 7 млн линий.

Между тем и в России не лаптем щи хлебают. Но у нас, наоборот, быстрыми темпами растет беспроводная телефония. С 2002 года во всех крупных и средних городах России наблюдается бурный рост количества мобильников с подключением к Интернету (WAP 2.0 с поддержкой xHTML и e-mail с POP/SMTP). При этом цена на такие телефоны постоянно снижается, а спрос на них повышается. Так, по данным фирмы Synergy Research Group, мировой рынок корпоративных IP-телефонных решений рос в год на 21%, причем объем продаж оборудования для построения сетей IP-телефонии в 2002 году составлял около 1,4 млрд долларов, а к 2006 году должен увеличиться в 3,7 раза — до 5,2 млрд. По оценкам консалтинговой компании Allied Business Intelligence, в 2003 году доходы от продаж IP-УАТС более чем в два раза превысили доходы от поставок "классических" УАТС (6,8 млрд и 3,2 млрд долларов соответственно). Считается, что в Азии к 2008 году около 55% всех установленных АТС будут основываться на IP, а к концу десятилетия IP-телефон будет стандартом. Но, похоже, в России эра беспроводного Интернета настанет намного раньше.

Американские эксперты отводят IP-АТС только 20% мирового рынка АТС. Однако они при этом не учитывают ограничения, связанные с энергетическим обеспечением всех участников интернет-телефонии и других производственных процессов. Кроме того, достаточно устойчивый при первой и второй администрации президента Путина курс рубля позволяет стратегическим инвесторам спокойнее осваивать гигантский по европейским да и по азиатским масштабам сектор интернет-телефонии России.

Можно согласиться с мнением аналитиков Frost & Sullivan, что долгосрочные тенденции ясны и однозначны, поскольку вопрос, принимать или не принимать эту технологию, больше не стоит перед российским фондовым рынком. Но как на экспансию интернет-технологий отреагирует рынок электроэнергии? Ведь интернет-технологии значительно увеличивают потребности в электроэнергии (в среднем на 10-15%). В России лишь в ноябре стал действовать свободный рынок фьючерсных продаж электроэнергии. Его объем невелик: лишь 5-15% от всех продаж электроэнергии в стране. Но тем не менее начало положено. И самые высокие показатели на рынке электроэнергии — у российской атомной энергетики. Так, например, один лишь выигрыш тендеров 2005 года в Китае на поставку оборудования и строительство восьми ядерных энергоблоков способен принести России 12 млрд долларов. И если хотя бы половина этих денег пойдет на дело распространения в России интернет-технологий, в ближайшие несколько лет наша страна вполне сможет войти в первую десятку самых высокотехнологичных стран.

Подпитка для Всемирной сети и новой России

В целом в экономических отношениях государства с энергетическими донорами — топливно-энергетическими комплексами и ядерными и топливно-ядерными корпорациями — сейчас наметилась тенденция к улучшению. И этот фактор способен благоприятно сказаться на развитии "цифровой экономики". Но при этом наши экономисты очень часто делают расчет на внебюджетные внутренние средства и зарубежные инвестиции.

Аналитики вывели закономерность: при сильной социальной программе у государства меньше шансов на привлечение инвестиций извне. Ведь покрытие социальных расходов неизбежно отвлекает заемные средства от целевых затрат, а потому реализация стратегических проектов затягивается, штрафные санкции и проценты по невыплаченным долгам накапливаются, угрожая национализацией прежде частных проектов и объектов. Отсюда и проистекает повышенный интерес Кремля к частным российским предпринимателям, не успевшим перевести капиталы за рубеж. Кремль хочет, чтобы значительная часть этих денег уже сейчас начала работу на российском рынке высоких технологий.

Появление новой российской элиты

По мнению аналитиков финансовой консалтинговой группы "Ренессанс-капитал", у Кремля в 2004 году четко проявился курс на более близкое сотрудничество с теми, кто занимает ведущие высоты в российской экономике. Такой курс открывает простор для конкуренции между старыми и новыми бизнес-элитами. У последних большие надежды на использование прорывных технологий, среди которых Интернет занимает одно из самых заметных мест.

Но по причине противодействия некоторых представителей старой бизнес-элиты планам модернизации экономики России уже произошло обрушение многих прежних политических, финансовых и даже военных конструкций. Сменился после декабрьских выборов 2003 года "прогазпромовский" состав в Государственной Думе, грядут аналогичные перемены в Генштабе и Министерстве обороны, а также в составе нового правительства. Некоторые аналитики полагают, что в результате этих и других негативных тенденций первой половины 2004 года Россия стоит перед еще большей нестабильностью, чем это было в 1999-2000 годах, когда Владимир Путин стал премьер-министром, а затем и президентом. Поэтому весь свой второй срок президент, по их мнению, будет модернизировать политический истеблишмент. А это лучше всего делать при помощи прозрачных, а не "кулуарных", как при президенте Ельцине, фондовых рынков.

От большей открытости фондовых рынков России напрямую зависит приток стратегических инвестиций в "цифровую экономику" и четко регулируемые социальные преобразования. Тогда об "управляемой демократии", методы которой критикуют многие либералы, можно будет забыть. Но пока еще над этим вопросом не поработали как следует в обновленной Государственной Думе. Нет и четких контуров нового правительства. Поэтому масштабные социальные программы — вопросы пенсионных выплат, страховой медицины, унифицированного "под Интернет" среднего и высшего образования, жилищного строительства и т. п. — стратегические инвесторы на Давосском форуме предпочли не обсуждать. Пока их больше интересуют краткосрочные планы России (в среднем — на 12 месяцев).

Но и в этом случае 2004 год, по мнению ряда участников форума в Давосе, уже стал поворотным для всех последующих лет, а возможно, и десятилетий. Дело в том, что сейчас складывается совокупный рынок ценных бумаг, обслуживающий через "прозрачный" Интернет интересы компаний, действующих вне сектора добычи и экспорта природных ресурсов. По сути дела, в Давосе шла речь о подключении России к "цифровой экономике" - этой реальной основе конкурентоспособного участия в международном разделении труда. Поэтому нынешнему Путину нужна новая элита России, способная воспринимать внешний рынок через призму цифровых технологий.

Как известно, интернет-технологии быстро приносят высокие прибыли в индустрии развлечений, поскольку они ориентированы на молодежь без предрассудков. Однако затем в сферу влияния интернет-технологий неизбежно попадают более зрелые и консервативно настроенные слои населения. Им просто необходимо больше времени на раскачку. Как говорится, русские долго запрягают, но быстро едут. В свое время это обстоятельство учли корпорации "Макдональдс", "Майкрософт", "Интел" и другие стратегические инвесторы, поверившие в стратегию модернизации России. Учесть-то они учли, но свои акции продают пока не здесь.

Сегодня использование интернет-технологий в России уже стало прерогативой не только узкой прослойки менеджеров корпораций, связанных с экспортом природных богатств, но и широких масс. ВТО, безусловно, учитывает этот фактор. После 2005 года, по мнению аналитиков ВТО, Россию ожидает серьезный приток инвестиций в наукоемкие отрасли, прежде всего в атомную и цифровую. Пока у этих отраслей нет ценных бумаг. Но как только они появятся, произойдет настоящий бум на фондовых рынках. Тогда и потребности в интернет-технологиях возрастут.

Кому какая фишка ляжет

Нет сомнений, что ядерные, радиационно-медицинские, цифровые и т. п. акции (или, как их называют на Западе, "фишки" наукоемких предприятий) России заинтересуют стратегических инвесторов. Для этого, как минимум, имеются три причины. Во-первых, новые "фишки" привлекут своей ликвидностью. Предпринимательский бум при втором сроке президента Путина, как прогнозируют консалтинговые фирмы, скорее всего, будет основываться именно на наукоемких технологиях. Во-вторых, крупные вливания в госбюджет от сбора налогов на высокие доходы от ТЭК не будут осуществляться вечно. А в-третьих, во всем мире забота об экологии встает в один ряд с заботой об экономике. Поэтому выделение мировым финансовым сообществом миллиардных премий за внедрение и использование технологически экономичных, экологически безопасных и т. п. источников энергии может всколыхнуть российский рынок пока еще не патентованных технологий и мало занятые в производстве, но хорошо образованные людские ресурсы. Многие читатели нашего журнала, думается, легко найдут там свою нишу.

Новые акции Кремля

К настоящему времени имеются перспективные и неперспективные секторы рынка ценных бумаг России. Эксперты группы "Ренессанс-капитал" во главе с Роландом Нэшем (Roland Nash) рекомендуют своим клиентам (стратегическим инвесторам) осваивать в 2004 году следующие направления. По их мнению, уже в конце 2004 года высокая стоимость экспорта природных ресурсов России будет неоспоримым фактором развития страны, а усредненный индекс ценных бумаг российских товарно-сырьевых бирж составит 550 пунктов, что гарантирует сложившуюся к настоящему времени весьма устойчивую позицию ТЭКа.

Но у инвесторов вызывает пессимизм то обстоятельство, что акции многих вполне успешных российских предприятий, например "МТС", "Газпрома" и "Транснефти", не поступают на торги РТС. То же недоумение стратегических инвесторов возникает при отсутствии в конкурентной продаже активов российской атомной энергетики, радиационной медицины, приборостроения, высокотехнологичных отраслей и т. п.

В связи с этим возникает вопрос о скрытых резервах российского рынка ценных бумаг. Именно о них и пишут многие известные зарубежные аналитики. Итак, что же может привлечь в акциях, которыми намерен в скором времени манипулировать Кремль? С ними смогут играть, например, через Интернет, очень и очень многие. Бывшие сотрудники администрации Ельцина как-то рассказали мне о разработанной ими схеме массового обращения через российскую зону.ру "выгодных для развития страны акций, причем каждая акция должна быть ценой в один доллар или чуть выше". Тогда вопрос оставался лишь за выбором приоритетов в развитии "прорывных технологий". При Ельцине они их насчитали два десятка, а при Путине уже более 30!

Интернет и игры по-крупному

Сегодня каждый пользователь может попробовать сыграть на электронной бирже ценных бумаг — например, на доллар. А можно рискнуть и большими накоплениями (не менее 3 тыс. долларов), чтобы "повертеть плечо" в 100 тыс. долларов при обмене валют по системе FOREX. Некоторые работающие в Москве финансовые группы и даже зарубежные банки (например, "Алор-Инвест", "Финам" и др.) смогут выделить под ваш реальный взнос свои "виртуальные" 100 тыс. долларов, на которые вы сможете купить и продать, скажем, миллионы йен за евро или доллары в режиме реального времени.

Можно сидеть дома или в офисе, где вам выделят линию подключения к FOREX, и кликать по столбцам покупок-продаж валют или ценных бумаг хоть сутки напролет, пока работают фондовые и валютные биржи Нью-Йорка, Лондона, Гонконга и двух родных столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. За один такой трудовой день можно "наварить" 300-400 долларов.

И что дальше?

Во второй половине правления Путина, очевидно, вступят в силу новые законы для электронного бизнеса. Кстати, право электронной подписи было узаконено Владимиром Путиным еще осенью 2002 года. Применение этого новшества на практике откроет дорогу в инвестиционный бизнес не только крупным и средним предпринимателям, но и мелким акционерам-инвесторам. Возможно, это не произойдет очень быстро, не обязательно в 2004 году, но произойдет обязательно.

Тогда у новых акций Кремля есть три альтернативы. Первая — продолжать вращаться среди "своих". В таком случае возникнет своеобразное фондовое гетто, где, не пересекаясь с традиционными фишками "Газпрома", "Лукойла" и т. п., новые фишки при всей своей прибыльности будут вращаться наравне с ветеранами фондового бизнеса, "не нарываясь на погромы". Отсюда вытекают все последующие финансовые проблемы и методы их решения в отношениях со стратегическими инвесторами и кредиторами из-за рубежа.

Альтернатива вторая — выход в СНГ и страны Балтии, где на постсоветском пространстве можно будет опробовать в сотрудничестве с ведущими западными банками и крупными биржевиками новые акции Кремля на пока еще непритязательных предпринимателях и других участниках фондовых бирж в странах ближнего зарубежья. При этом можно будет ярко демонстрировать патернализм Кремля всем участникам зоны.ру. А таких уже не один и не два миллиона человек. И число их бурно растет, особенно в последнее время — время активного развития беспроводного Интернета.

Альтернатива третья — также создание своеобразного фондового гетто, типа "пуленепробиваемого парника с налоговыми и таможенными каникулами" (как в индийских наукоградах, где прочно осел Билл Гейтс), но лишь для "своих" зарубежных инвесторов, желающих вложить деньги в "цифровую экономику" Росcии на период нового правления Путина. При этом финансовая чистота и политический порядок должны быть новым правительством твердо гарантированы. Итого: при всех прочих вариантах одними из наиболее привлекательных объектов для отечественных и зарубежных инвестиций в экономику нашей страны неизменно остаются сектор высоких технологий вообще и Интернет в частности.

"Планета Интернет"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *