Минфин в вопросе налогов очень хитер

Курс на замещение импорта отечественной продукцией должен предполагать стимулирование работы российских предприятий. Соответственно, налоговая нагрузка на бизнес должна быть более продуманной и лояльной. Об изменениях в налоговой политике рассказал в эфире Pravda. Ru директор Центра экономического и финансового консультирования Олег Александров.

— Олег, нашу экономику все время ругают за то, что она сырьевая. Осталась ли у нас четкая сырьевая направленность, если судить по налогам, или положение меняется?

— В целом, можно сказать, что сырьевая направленность нашей экономики сохраняется, несмотря на то, что в налоговых доходах отчисления, связанные с сырьевым сектором, порядка 20 процентов. Но нужно учитывать, что еще есть те доходы, которые зачисляются не в бюджет, а в резервные фонды.

В целом, если говорить о стране, если говорить о вкладе этого сектора в валовый продукт, то нельзя сказать, что это какая-то большая зависимость, то есть это действительно порядка 20 процентов, но зато это существенно, с точки зрения того, что эти предприятия дают соответствующие доходы.

— Минфин обнародовал "Основные направления российской налоговой политики до 2018 года". Основные посылы были: отсутствие налоговых новаций, страшных для экономики, и ввод трехлетнего моратория на увеличение налоговой нагрузки. Насколько это своевременная и правильная мера?

— Сама по себе фиксация правил и предсказуемость налоговой политики на среднесрочный период — это, конечно, положительный момент. Мы знаем, что очень много решений, которые принимались в прошлом, делались спонтанно, не были обнародованы ни в основных направлениях налоговой политики, ни в каких-либо других документах.

Решения принимались среди года, в основном инициатором их было министерство финансов РФ, и это делало налоговую политику менее предсказуемой. То, что правила не будут меняться в течение трех лет, - это большой позитив. Хотелось бы привести пример спонтанного принятия решений, которое не было предусмотрено плановыми документами: это ситуация с торговыми сборами, которая была в прошлом году.

— Раз мы об этом заговорили, торговый сбор относится к неналоговым платежам, или, как их еще называют, квазиналоговым. О них сейчас в Основных направлениях было сказано?

— Неналоговые платежи довольно существенное место занимают, это не только торговые сборы, это и авторские сборы, к неналоговым платежам можно отнести и сборы, связанные с обязательным социальным страхованием. Я могу сказать, что здесь есть определенная хитрость у нашего минфина. Дело в том, что есть такое понятие "уровень налоговой нагрузки". Этот уровень налоговой нагрузки входит и учитывается во всех международных сопоставлениях, в том числе и в международных рейтингах, в частности в Doing Business.

Так вот, в этом рейтинге учитывается только налоговая нагрузка — все, что касается уплаты прямых налогов. Если что-то из него исключается в виде сборов страховых платежей, то это уже не считается налоговой нагрузкой. И если без этих сборов, без этих неналоговых платежей, посмотреть и сопоставить с другими странами, у нас получатся ситуация вроде нормальная.

Мы и по уровню налоговой нагрузки находимся в благоприятной зоне по сравнению с той же налоговой нагрузкой, которая есть в европейских странах, странах развитых ОЭСР. Но если прибавить к ним те дополнительные сборы, которые взимаются, плюс страховые платежи, которые не относятся формально к этой налоговой нагрузке, то картина получается абсолютно другая.

Министерству финансов в свое время было выгодно снизить эту налоговую нагрузку, уменьшив число налогов и переведя их в неналоговые платежи, а возврат их обратно в налоговую сферу чреват ухудшением рейтингов, а на это и министерство финансов, и наш экономический блок в целом не решается пойти.

— Большая проблема, насколько я знаю, это отношение центра и регионов. Большую часть налогов регионы отдают в центр, и потом им не хватает на постоянно увеличивающиеся обязательства, которые тот же центр на них возлагает? Какова ситуация в этой сфере на сегодняшний момент? Есть ли в Основных направлениях какие-то подвижки на эту тему?

— В бюджете на 2016 год планируется, что порядка 780 миллиардов рублей пойдет на дотации субъектам Российской Федерации, на расходы, связанные с кассовыми разрывами, на расходы, связанные с выполнением первоочередных расходных обязательств, на расходы, связанные с выполнением указов майских указов президента 2012 года. Эта сумма ежегодно составляет порядка 800 миллиардов. И с каждым годом до 2018 года она будет расти.

У субъектов федерации доходных источников для выполнения полномочий, которые у них есть и новых, которые им спускаются сверху в виде дополнительных обязательств, явно не хватает. И вместо перераспределения доходных источников, вместо более справедливого расчета налогов, чтобы больше оставалось субъектам федерации, минфин предпочитает возвращать эти деньги уже в виде межбюджетных трансфертов. Это значит, что все субъекты федерации приезжают каждый год в министерство финансов за деньгами, обивают пороги с протянутой рукой и доказывают, что им эти деньги нужны.

Соответственно, вся активность субъектов федерации, связанная с созданием благоприятных условий для бизнеса, с улучшением предпринимательского климата, более эффективного выполнения программ по поддержке малого и среднего бизнеса, предоставления каких-либо преференций на какой-то период для этого сектора — эти все стимулы системой межбюджетных отношений фактически разрушаются. И остается прежняя система, это централизованное распределение из какого-то одного источника.

Есть только одно "но" в этом всем. Субъекты федерации развиваются по-разному, то есть одни богатые, потому что у них есть определенные ресурсы, у них зарегистрированы крупные налогоплательщики и в сырьевом секторе, и крупные промышленные предприятия. А другие субъекты федерации не могут этим похвастаться. У них скромные возможности с точки зрения ресурсов, немногочисленное население.

И, конечно, так как мы живем в едином государстве, определенная функция перераспределения у федерального центра должна быть. То есть нельзя говорить, что надо все отдать, оставить, и они сами решат. Тогда будет очень серьезная диспропорция в развитии субъектов федерации и нельзя будет обеспечить хотя бы равномерное развитие, или хотя бы обеспечить единые стандарты жизни, социальной сферы и так далее во всех субъектах федерации. И здесь, в общем-то, нужно соблюдать определенный баланс.

— Давайте поговорим о переходе к налогообложению недвижимости, исходя из кадастровой стоимости, и о последствиях этого решения. В крупных городах, в Москве, например, предприниматели уже подсчитали свои грядущие расходы на уплату налога на имущество, и у некоторых цифра зашкалила, она сопоставима с прибылью компании. То есть, то ли это была ошибка, то ли неверный расчет, то ли преувеличили мощь и потенциал компаний, но тем не менее какие-то перекосы и недовольства есть.

— Я согласен, что здесь есть момент, связанный с переоценкой. С одной стороны, мы понимаем, что рыночное ценообразование подразумевает соотношение спроса и предложения, но и в то же время есть понятие себестоимости, его никто не отменял. Есть понятие располагаемых денежных доходов населения.

И, конечно, если говорить о рыночной составляющей, то должна быть некая максимальная величина наценки, в том числе регулируемой с помощью государства. С моей точки зрения, пока государство не будет регулировать вопросы, связанные с ценообразованием в секторе недвижимости, переходить сразу к этапу, связанному с рыночной оценкой объектов недвижимости, преждевременно. То есть к этому не готовы ни денежные доходы населения, ни реальные возможности предприятий.

— В Основных направлениях достаточно много места уделено налоговым новациям, направленным на экономическое развитие, на увеличение темпов экономического роста. Расскажите о самых важных?

— Каких-то новаций, за исключением, связанных с мораторием на повышение налоговой нагрузки, которые действительно могут серьезно стать стимулом для предприятий и в целом для экономики, мне кажется, в Основных направлениях мы пока не увидели. Мне кажется, что пока не достаточно используется инструменты, скажем так, гибкой налоговой политики. Она у нас очень консервативна. Я называю это "отсутствием политики умного регулирования", где можно было бы стимулировать добросовестных налогоплательщиков, в частности, предоставляя им за саму добросовестность, за то, что они выполняют все свои обязательства перед государством, какого-то рода преференции.

Читайте также:

Налоги повысят, но далеко не всем

Новые налоговые законы добавят работы полиции

Новый налог: жилье под кадастровым ударом

К публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Налоги стали двигателем прогресса?
Комментарии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Ученые назвали самый счастливый период жизни в браке
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Последний козырь: Запад решил обойти вето России в ООН
СК: бешеная бездомная собака снова истерзала ребенка
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Кремль срочно поменял формат инаугурации