Самым популярным применением системы ГЛОНАСС становится ее использование на транспорте

ГЛОНАСС — антидот дорожной коррупции

Плату за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам начнут взимать не с 1 января грядущего года, а только с 2014-го. Передышку грузоперевозчикам власти дают неспроста. Накануне было решено отказаться от бумажной волокиты, с коей обычно сопряжены налоговые поборы, в пользу инноваций. Подсчетами сборов с грузовиков займется ГЛОНАСС.

Поправки к Бюджетному кодексу, которые переносят введение своеобразного налога на большегрузы с 1 января 2013 года на 1 ноября 2014 года, были приняты депутатами Госдумы во вторник 18 декабря. Сам же пункт о введении "платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" был включен в Бюджетный кодекс в 2011 году. С появления нововведения правительство пытается разработать эффективную систему сборов платы. При этом властей не раз обвиняли в том, что фактически все федеральные дороги могут стать для большегрузов платными.

Читайте также: ГЛОНАСС тянет авиацию ко дну?

Разработку системы поборов осложняет также высокий риск поражения ее коррупцией. Именно из-за этого парламентарии забраковали первый предложенный Минтрансом вариант осуществления сборов с грузовиков. Представители ведомства предполагали выпускать так называемые виньетки, которые активно используются на трассах Европы и хорошо знакомы водителям, путешествующим за пределами России на автомобиле. Пластиковые карты под названием "виньетки", которые закрепляются водителем на лобовом стекле, служат в качестве оплаты дорожного сбора и дают разрешение на проезд по автомагистралям и автомобильным дорогам страны в течение определенного периода времени.

Однако в российских реалиях виньетки могут стать прекрасным поводом для развития коррупционной составляющей. По опасениям самих деятелей из Минтранса, проверка виньеток у водителей даст дополнительный заработок нечистым на руку автоинспекторам, в связи с чем ставится под угрозу эффективность налогового сбора. Не говоря уже о том, что велик риск подделок виньеток владельцами большегрузов.

А между тем, на выпуск и распространение тех самых виньеток государству придется хорошо потратиться. Только создание системы распространения пластиковых карт в России может обойтись в 1,5 миллиарда рублей, тогда как после продажи виньеток в казну вернется, по предварительным подсчетам, от трех миллиардов до пяти миллиардов рублей в год. Но это только при благоприятном прогнозе развития событий и без учета трат на администрирование.

При этом развертывание системы выдачи пластиковых карт заняло бы большой отрезок времени. Изначально потребовалось бы определить оператора системы, и лишь затем приступить к печати и распространению виньеток, которых в общей сложности предполагалось выпустить около 30 миллионов. И все бы ничего, но очевидная коррумпированность дорожной сферы, по признанию самих представителей Минтранса, не дает надежды на благоприятное будущее этой системы. Гораздо более надежной в этом отношении является навигационная система ГЛОНАСС.

Читайте также: ГЛОНАСС поедет за границу?

Внедрение навигационных установок российского производства в большегрузы показалось парламенатариям гораздо более умным решением, нежели, образно говоря, обеспечение новой пищей коррупционного монстра, обитающего на дорогах нашей страны. ГЛОНАСС поможет органам отслеживать все перемещения грузовиков. И суммы, которые государство сможет собрать с большегрузов в счет возмещения вреда федеральным трассам оцениваются уже совершенно в других масштабах — до 10 миллиардов рублей. Причем затраты на внедрение такой системы будут значительно меньше. Сегодня планируется создавать систему в рамках государственно-частного партнерства в результате заключения концессионного соглашения.

Важно также, что привлечение системы ГЛОНАСС к отслеживанию путей перемещения грузового транспорта по дорогам общего назначения в России станет очередным шагом к целенаправленному использованию российской навигационной системы на пользу государству, которое активно лоббирует внедрение высоких технологий в повседневную российскую действительность.

"Одной из наиболее массовых областей применения системы ГЛОНАСС является использование ГЛОНАСС-технологий на транспорте, — рассказал корреспонденту "Правда.Ру" директор департамента развития и маркетинга компании "Автолокатор" Глеб Славутский. - Крупные города давно столкнулись с проблемой низкой эффективности транспортной инфраструктуры, что привело к необходимости разработки проектов "умных дорог", "умных остановок", "умных парковок" — единой интеллектуальной транспортной системе, что невозможно без использования спутниковых навигационных систем. Оснащение пассажирского транспорта системами ГЛОНАСС проходит в рабочем режиме и не вызывает никаких проблем. Интеграция спутниковых систем на транспорте обеспечивает связь в движении и реализует основные социальные и коммуникационные потребностей водителя и пассажиров: всегда находиться на связи, экономить время и быть в безопасности, поскольку позволяет оптимизировать алгоритмы управления дорожным движением, реагирование экстренных служб при необходимости, снизить уровень аварийности на дорогах".

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить