Евросоюз отсрочил введение квот на выбросы для авиакомпаний

Квоты на выбросы положили под сукно

Введение квот на парниковые выбросы для мировых авиакомпаний отложено. Евросоюз решил пойти на уступки России, США и Китаю, которые встретили идею в штыки. Однако это отсрочит привлечение стран к экологической ответственности лишь на год: уже в ноябре 2013 года вопрос о включении всех авиакомпаний в систему торговли квотами будет поднят снова.

Главная причина, которая вынудила Евросоюз снизить давление на другие страны — это желание установить "позитивную атмосферу", как подчеркнул на днях комиссар ЕС по вопросам климата Конни Хедегаард. Между тем, это желание будет кратковременным, в то же время предостерег комиссар, и ЕС оставляет за собой право в любой момент вернуться к схеме EU ETS в ее теперешнем состоянии. Это значит, что всем авиакомпаниям, имеющим сообщение с аэропортами стран Европы, следует держать ухо в остро, ибо "письма счастья" от ЕС — требования заплатить за выбросы парниковых газов — могут прийти в любой момент.

Читайте также: Взлетная полоса неудач "Шереметьево"

В прошлый раз платежки были получены неевропейскими авиакомпаниями в январе 2012 года и не вызвали ни радости, ни восторга. Более того, Китай и Индия не медля ответили Брюсселю отказом. А Китай и США пошли еще дальше, запретив идти на поводу у Евросоюза законодательно. Конгресс США разработал закон, воспрещающий американским компаниям платить европейцам квоты, аналогичную директиву издали власти КНР. В свою очередь, министерство гражданской авиации Индии запретило авиаперевозчикам страны сообщать информацию о выбросах парниковых газов на рейсах, которые выполняются в европейские аэропорты.

Россия также оказалась не готова вступить в ряды обеспокоенных состоянием атмосферы, по примеру других стран пригрозив отечественным авиакомпаниям возможным изданием законопроекта. Ранее, в декабре 2011 года, Минтранс России обратился к Евросоюзу с просьбой отсрочить введение квот для отечественных авиакомпаний по эмиссии парниковых газов минимум на полтора года. А между тем, все страны должны были рассчитаться за парниковые выбросы 2012 года при перелетах над Европой до 1 апреля 2013 года.

Однако столь явный протест всех государств, не входящих в состав ЕС, вынудил Международную организацию гражданской авиации (ICAO) заняться разработкой глобального варианта аналогичной системы, которая отвечала бы запросам всех сторон. В течение этого времени ЕС не станет требовать у авиаперевозчиков из неевропейских стран сертификаты на покупку квот, что должно было случиться в апреле 2013 года, и не будет производить мониторинг рейсов. При этом те операторы, которые уже начали приобретать квоты и продавать билеты, в стоимость которых включена новая статья расходов, вольны сами решать, возвращать ли пассажирам деньги или использовать их в других целях.

Следует отметить, что в предыдущей схеме торговли квотами на парниковые выбросы авиаперевозчиков более всего возмутила необходимость оплачивать не только тот отрезок полета, который проходит над ЕС, но и весь маршрут. 27 стран, в число которых, помимо упомянутых Китая, Индии, России и США, вошли Канада, Бразилия и другие, нашли неправильным, что Евросоюз облагает налогами воздух за пределами собственного воздушного пространства.

На компромисс ЕС решил пойти после заседания ICAO, которое состоялось 9 ноября. Новая схема продажи квот будет разработана на основе "рыночного механизма". Не исключено, что, согласно новому проекту, государства и авиакомпании получат субсидии или кредиты, которые смогут покрыть расходы на выбросы, превышающие их согласованный базовый уровень. Окончательные рекомендации и наработки будут представлены рабочей группой в июне 2013 года. В противном случае, если общий знаменатель найден не будет, действующая система ЕС возобновит свою работу. К слову, эксперты склоняются к тому, что создание всеобъемлющей новой системы торговли квотами потребует гораздо большего времени, чем обозначено сегодня Евросоюзом.

Читайте также: Команда "газы" дана не всем

Есть и еще один неприятный момент. Согласно мнению главы аналитической службы "Авиапорта" Олега Пантелеева, которое приводит издание "Коммерсант", если новая единая система выработана не будет, крупные игроки авиарынка начнут договариваться с ЕС в индивидуальном порядке. Такой исход дела вряд ли благоприятно отразится на России, у которой в принципе отсутствует внутренняя система торговли квотами на парниковые выбросы в атмосферу.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *