Зурабов тормозит. Конец грабительским реформам?

Михаил Зурабов Монетизация льгот в оплате услуг ЖКХ в условиях непредсказуемых тарифов на газ, электроэнергию, тепло и воду может привести к обнищанию населения. Сказал эти золотые слова не кто-нибудь, а сам министр здравоохранения и социального развития России Михаил Зурабов , которого принято называть самым главным идеологом провальных социальных реформ.

По словам министра, проводить следующий этап монетизации - а именно, убрать льготы из оплаты коммунальных услуг — можно только при надлежащей подготовке. Зурабов отмечает, что невозможно индексировать ежемесячные денежные выплаты так же, как базовую часть пенсии по инфляции в связи с тем, что реальное увеличение доходов населения совпадает с ростом тарифов. "Когда у нас нет прогнозируемых цен на газ, электроэнергию, тепло и воду, монетизацию производить чрезвычайно сложно, либо надо вводить совершенно иной механизм индексации выплат", — цитирует слова министра РИА "Новости". "До тех пор, пока мы не научимся управлять ценами, все разговоры про ускоренную монетизацию чреваты обнищанием населения", — подчеркнул он.

Как напоминают "Ведомости", с 2006 г. вся страна должна перейти на 100-процентную оплату услуг ЖКХ. Из-за требования поднять с 2005 г. расценки на услуги ЖКХ до 90% от их реальной стоимости, они с начала года подскочили на 23,5%, чем внесли, по словам Германа Грефа, свой вклад в инфляцию. По льготному — 50%-ному тарифу — платят за коммунальные услуги около 21,5 млн человек (около 15% населения),

Правительство пока никак не отреагировало на слова Зурабова. Однако, в неофициальных комментариях чиновники склонны соглашаться с министром.

Двух "монетизаций" правительство может и не пережить, сказал газете "Ведомости" сотрудник Минэкономразвития. Сначала надо создать эффективную систему субсидий, а затем браться за второй этап реформы, согласен его коллега из другого министерства. "Политически и финансово монетизация оказалась провальной, поэтому лучшее решение — отложить вторую часть", — добавляет чиновник Минрегионразвития. Тем более что правительство до сих пор не оценивало ни ее стоимость, ни возможные последствия, сетует он. Источник в Минфине говорит, что кабинет "принципиально" не обсуждал возможность переноса реформы.

Михаил Зурабов опасается очевидного. Если в ближайшее время ввести обязательную 100%-ую оплату ЖКХ и отказаться от льгот, то наверняка окажется (по опыту предыдущей монетизации) что придуманная система субсидий либо не адекватна действующим сегодня льготам, либо просто не работает. В итоге, значительная часть малообеспеченных граждан (а таких в стране большинство) не сможет регулярно платить за жилье и их надо будет выселять в "социальное жилье", попросту говоря в общежития. "Социального жилья" заведомо не хватит. Раньше просто не было задачи его строить в достаточном количестве. Да никто и не может пока предположить, сколько его реально потребуется — опыта-то нет.

Ряд экспертов обращает внимание на выбранный Зурабовым для своего заявления момент. В минувшую субботу истек двухмесячный срок, отведенный правительству депутатами Госдумы на исправление ситуации с реализацией закона о монетизации льгот. На прошлой неделе главы Минсоцздрава и Минфина отчитались депутатам о проделанной работе.

Несмотря на то, что Зурабов, в целом, справился с поставленной задачей, из отчета министров стал очевиден масштаб просчетов, приведших к волнениям и срочной перекройке бюджета.

Правительство, напуганное откровенным провалом реформ и народными волнениями, может и пойти навстречу Зурабову. Дальнейшее увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги может подстегнуть инфляцию, как в начале этого года. Учитывая нервную настойчивость кабинета министров по сдерживанию инфляции, можно предположить, что в Белом доме предпочтут отказаться от лишних предпосылок для роста цен. К тому же, ликвидация ошибок расчетов первого этапа монетизации льгот обошлась в два раза дороже, чем изначально планировалось — почти 300 миллиардов рублей. А, как показывают последние действия правительства, национальный бюджет уже трещит по швам от многочисленных социальных обязательств и чем дальше, тем с большей вероятностью маячит угроза дефицита бюджета.

Сейчас же страсти по поводу монетизации только начали утихать. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ , доля тех, кто полагает, что закон изначально был задуман "для ограбления населения" за три месяца сократилась, но весьма незначительно — с 38% до 35%. Количество тех, кто верит в силу уличных акций против закона по монетизации, также сократилось весьма незначительно. К решениям правительства народ относится очень напряженно. Поэтому не исключено, что Кремль поддержит реформу "снизу", которая сама по себе протекает в регионах. Как напоминают "Ведомости", регионы имеют право заменять льготы по ЖКХ на денежные компенсации, не дожидаясь решения центра. По данным президента ИЭГ Надежды Косаревой, так поступили 15 территорий. Например, Тюменская область сделала это еще в июле 2004 г. "У нас не было другого выхода: еще немного — и предприятия уже не выкарабкались бы", — говорит пресс-секретарь тюменского губернатора Александр Романов. "Первое условие, которое ставят частные инвесторы, приходя в ЖКХ, — это монетизация", — поясняет сенатор от Пермской области Татьяна Попова. Без реформы льгот в этом секторе не получится создать и полноценный рынок коммунальных услуг, убеждена она.

По какому пути пойдет власть, остается судить лишь по приметам. Так, ряд экспертов убежден, что окончание грабительских антисоциальных реформ будет увенчано громкими отставками наиболее одиозных фигур (например, того же Михаила Зурабова), впитавших в себя весь отрицательный рейтинг власти. А раз пока этого не происходит, значит, не исключено, что Кремль решил попридержать фетиши народной ненависти до следующих "реформ".

Отдел экономики