Век налогов не платить?


Наемные работники слишком дорого обходятся России. Особенно на постах в правительстве
Выдержав положенную паузу, премьер правительства России Михаил Касьянов решил лично возглавить реформу системы налогообложения. Как поговаривают в коридорах правительства, во-первых, он устал ждать аргументированной инициативы от своих подчиненных из Минфина и Минэкономразвития — те все никак не могут согласовать собственные позиции. Во-вторых, ни одному премьеру не помешает, чтобы "благостное снижение налогового бремени" в народе связывали именно с его именем. Еще экс-премьер РФ Виктор Черномырдин отметил основную доминанту премьерской деятельности в России: Хотели как лучше, вышло как всегда. Однако Михаилу Касьянову, видно, не терпится наступить на те же грабли. А подчиненные, как всегда подставляют.

На сегодняшнем заседании правительства премьер удовлетворенно отметил, что Минфин и Минэкономразвития практически близки к согласованию главных мер налоговой реформы. По его словам, запланированная программа позволит уже в следующем году снизить налоговую нагрузку на экономику примерно на 2% ВВП. Причем наибольшее облегчение, по замыслу Касьянова, получит перерабатывающий сектор экономики. Правительство придает его форсированному развитию ключевое значение.

По мнению экспертов, к сегодняшнему заявлению премьер как следует подготовился. Известно, что он предложил оппонентам Грефу и Кудрину собственные параметры снижения налогов. Минэкономразвития даже получило задание рассчитать к сегодняшнему заседанию правительства, как скажется на экономике введение 28-процентной плоской шкалы единого социального налога (ЕСН), причем уже с 2004 года.

Столь радикальный подход к налоговой реформе экспертов несколько озадачил. Все дело в том, что регрессивная шкала ЕСН была введена для того, чтобы стимулировать вывод зарплат в стране из тени. Сейчас работодатель выплачивает государству социальный налог по ступенчатой схеме. Чем выше официальный оклад работника, тем меньше ЕСН. С введение же плоской шкалы, несмотря на понижение самой ставки налога, работодатели вновь вынуждены будут вернуться к комбинированной "черно-белой" системе оплаты труда. Иными словами, изменение ставки социального налога задумывалось как стимул к обелению предприятий, однако в том виде, в каком предлагает менять схему взимания ЕСН премьер, мера приве6дет к прямо противоположному результату. Эксперты Гражданского клуба подсчитали, что в этом случае, платить белую зарплату выше 600 долларов станет просто невыгодно.

Эксперты подозревают, что правительство рассчитывает не то, что крупные компании, уже и сегодня "обелившие" зарплаты и соцгарантии своих сотрудников, ради "копеечной" экономии не станут "прятать" реальные зарплаты, рискуя при этом попасться контролирующим органам. Однако, если смотреть на реформу системы налогообложения шире, то дело вовсе не в том, прячут или нет работодатели зарплаты своих наемных работников, а в том, что любой наемный работник обходится российскому бизнесу слишком дорого, ибо налоговая нагрузка на него близка к 50%. А это в свою очередь крайне плохо сказывается на конкурентоспособности экономики в целом и серьезно тормозит экономический рост и массу социально значимых правительственных проектов вроде ипотеки и потребкредитования населения.

Так, заместитель директора Государственного научно-исследовательского института системы МНС РФ Владимир Кашин полагает, что только поэтапное снижение ставки ЕСН до уровня 20-22% сможет обеспечить рост конкурентоспособности российских товаропроизводителей. В странах Евросоюза социальные налоги не превышают планку 15-18%. К тому же у них определены верхний и нижний предел, до и после которого социальные налоги вообще не взимаются. В России, считает г-н Кашин, следует установить хотя бы минимальный необлагаемый доход на уровне прожиточного минимума.

Именно это не раз пытался объяснить Касьянову глава Минэкономразвития Герман Греф. Именно против этого подхода категорически возражает глава Минфина Алексей Кудрин, опасающийся оскудения бюджета. И, судя по всему, именно это меньше всего интересует Михаила Касьянова, из соображений своей дальнейшей политической карьеры решившегося примерить на барское плечо кафтан реформатора и благодетеля.

Однако бизнес России взирает на эти позывы с недоверием. К примеру, в РСПП инициативу премьера воспринимают с плохо скрываемым скепсисом. Особенно в части налогообложение крупных компаний, практикующих прозрачную оплату труда. По подсчетам экспертов РСПП, сегодня ставка ЕСН для крупных компаний не превышает 2%. В результате реформы им придется "отстегивать" 28%. Как говорится, почувствуйте разницу. В РСПП считают, что плоская шкала ЕСН может оправдать себя лишь в том случае, если сама ставка налога будет установлена в районе 11%. Тогда в сумме с 13-процентным подоходным налогом обложение фонда оплаты труда не превысит налог на прибыль. Однако очевидно, что на столь радикальное снижение налогового бремени ни правительство, ни сам Касьянов не решатся никогда.

К тому же в случае установления ставки ЕСН при плоской шкале довольно чувствительный удар будет нанесен по Пенсионному фонду России. У ведомства Михаила Зурабова сразу же возрастут обязательства перед получателями больших "белых" зарплат. Ибо при переходе на плоскую шкалу ЕСН пенсии станут расти пропорционально зарплатам. Пенсионный фон, который и при существующей системе с трудом может обеспечить своевременные выплаты, тогда может просто рухнуть. Особенно если учесть, что правительство, и так постоянно запускающее руку в его резервы, собирается "навесить" на него еще и медицинское страхование пенсионеров.