Закон о торговле не достиг цели

Минэкономики негативно оценивает результаты действия закона о торговле, принятого в 2010 году. Как считают в ведомстве, закон не достиг своих целей — улучшения конкуренции между сетями и снижения дискриминации поставщиков со стороны крупных розничных торговцев. Закон предлагается корректировать, а операторы рынка не прочь работать в этих условиях.

"Меры, определенные законом, должны были облегчить поставщикам выход на рынок, снизить жесткость договорных требований, уменьшить масштабы применения маркетинговых и бонусных платежей", — говорится в докладе, подготовленном департаментом оценки регулирующего воздействия. 

Неэффективными в Минэкономразвития считают сразу два ключевых пункта: об ограничении доминирования сетей в регионе на уровне 25 процентов доли рынка и ограничение 10-процентного вознаграждения, выплачиваемого поставщиками магазину за объем поставки.

Читайте также: Сигаретные баталии подогревает контрафакт

Что касается бонусов, то сети просто перевели их в маркетинговое продвижение. Свои законные 10 процентов теперь снимают все, даже те, кто раньше работал и с более низкими ставками. Остальная часть бонусов размазана по сервисным договорам. Самый популярный способ замаскировать бонус от поставщика — подписание договора на маркетинговое продвижение товара внутри супермаркетов.

Это увеличило документооборот, так как теперь с производителем подписывается не один договор (договор поставки), а несколько. Формально сеть ничего не нарушает: производитель может и не продвигать товар внутри магазина, но в таком случае покупатель может не найти этот товар в богом забытом углу магазина.

Кроме того, сети по-прежнему без проблем добиваются скидок с поставщиков, которые вынуждены снижать отпускные цены. В попытке снизить отпускную цену на свой товар "производитель вынужден снижать себестоимость продукции, применяя как можно более дешевые ингредиенты", — догадываются в Минэкономразвития.

Расширился перечень штрафных санкций за снижение качества товара и за опоздание к разгрузке (до 20 процентов от стоимости товаров). Отказ в своевременной разгрузке самой торговой организацией не влечет применения штрафных санкций в пользу поставщика, отмечает Минэкономразвития.

Почти 85 процентов опрошенных поставщиков заявили о широком распространении ценовых скидок и штрафных санкций после принятия закона. "Смягчение договорных условий для поставщиков не произошло — каждый четвертый-пятый поставщик ощущает ужесточение договорных условий", — приводится статистика в проекте документа со ссылкой на исследование Высшей школой экономики.

Читайте также: Патриотизм шопингу не товарищ

На то, что Закон о торговле привел к каким-то позитивным последствиям для конечных потребителей, указали только 24 процента ритейлеров и 22 процента поставщиков. Примерно столько же респондентов (25 процентов) считало, что потребители проиграли — сообщалось в данных стандартизованного опроса 512 ритейлеров и поставщиков, проведенного Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в ноябре-декабре 2010 года, то есть спустя год после принятия закона, в пяти крупнейших российских городах.

На тот момент только 35 процентов ритейлеров и 19 процентов поставщиков увидели положительное влияние закона положение мелких поставщиков. А вот крупных поставщиков среди выигравших отмечают 47 процентов ритейлеров и 42 процента поставщиков. Примерно такая же оценка относительно эффекта для розничных сетей разного размера. Лишь 30 процентов ритейлеров и 22 процента поставщиков считают, что от принятия нового закона выиграли мелкие розничные сети, в то время как на получение относительных выгод крупными розничными сетями указывают 41 процент ритейлеров и 44 процента поставщиков.

Что касается ограничения роста в отдельном населенном пункте в 25 процентов, то, по мнению Минэкономразвития, "снижаются стимулы как для ценовой, так и неценовой конкуренции, кроме того, возникают препятствия для использования эффекта масштаба".

Пункт был недостаточно проработан изначально, так как сеть, имея свои магазины, может приобрести или арендовать любое количество торговых объектов в регионе.

В сетях предлагают оставить "всё как есть". Все участники рынка уже адаптировались к требованиям закона, и любые изменения в законодательстве приведут к хаосу на рынке, уверен Михаил Сусов из X5 Retail Group. "Изменений в закон о торговле вносить не нужно. Хорош он или плох, он уже вступил в силу, и идти в сторону либерализации или ужесточения требований сейчас неразумно", — говорит Сусов.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На Мексику надвигается ураган "Пилар"
Провинциальной учительнице дали условный срок за совращение восьмиклассника
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Почему президент Афганистана поет дифирамбы Дональду Трампу?
Дагестанец языком изнасиловал женщину
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Меркель объяснила, почему не хочет признавать присоединение Крыма к России
Лавров рассказал, почему США не станут бомбить КНДР
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Россия вскоре подаст в суд по поводу изъятия дипсобственности в США
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
"Вим-Авиа" оказалась должна сотрудникам более 200 миллионов рублей
Неуязвимые ракеты Кима
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Американцы опубликовали пособие по войне с Россией