Инфляция-2006: прогнозы всё хуже и хуже

Ближе к новогодним праздникам правительство не устает кормить население прогнозами относительно роста цен. Традиционно, чем ближе Новый год, тем хуже прогнозы.

Напомним, изначальным прогнозом стало снижение инфляции в будущем году до 5-6%, то есть почти в два раза меньше, чем составит средний рост цен в России в этом году. По уточненным данным, 2005-й год закончится с инфляцией 11,5% (против изначально планировавшихся 8-8,5%). Превышение целевых показателей инфляции было обусловлено целым рядом факторов: опережающим ростом спроса населения на товары и услуги по сравнению с предложением отечественных и импортных потребительских товаров (особенно мяса и птицы); резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года. Несмотря на выдержанные целевые параметры роста тарифов естественных монополий на федеральном уровне, уровень тарифов на услуги ЖКХ повысится к концу года на 33-34%, что почти в полтора раза превышает темп роста, ожидавшийся в начале года.

Правительство широко разрекламировало комплекс антиинфляционных мер на следующий год, в котором, казалось бы, учтены все ошибки и неожиданности, сорвавшие в этом году планы по инфляции. Будут закреплены тарифы, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, у населения будут активнее отбираться в реальный сектор экономики "лишние деньги".

Впрочем, это кажется фантастикой, несмотря на разумность предлагаемых мер. Аналитики независимых экспертных институтов и частных компаний не решаются пока назвать ориентиры по инфляции в следующем году, даже с учетом предварительных прогнозов Минфина.

Но свои коррективы решилось внести Минэкономразвития. Сегодня на официальном сайте министерства был представлен "Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год".

По уточненному прогнозу потребительская инфляция на 2006 год должна составить не более 8-9%. Во всяком случае, таков наиболее ожидаемый вариант развития событий.

Всего Минэкономразвития обозначило три варианта условий социально-экономического развития в следующем году. Первый вариант предполагает резкое падение цены на нефть российского сорта Urals с $50,4 за баррель за 2005 год до $34 в 2006 году и до $28 в 2007-2008 годах. Темпы экономического роста снижаются с 6,0% в 2005 году до 4,7%-4,8% в последующие годы.

Второй вариант предполагает более умеренную динамику цен на нефть Urals со снижением до $ 40 за баррель в 2006 году и до $35 и $ 36 за баррель в последующие годы. Предполагается усиление инновационной компоненты и стимулирование экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований, стратегий развития ключевых секторов экономики, пакета мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес, а также увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета. Позитивные структурные сдвиги в экономике и повышение ее эффективности позволят выйти на темпы роста ВВП в 5,7 %.

Третий вариант при сохранении основных условий второго варианта учитывает последние тенденции в динамике мировых цен на нефть и предполагает их уровень в $ 45 долларов за баррель в 2006 году и $ 40 долларов за баррель в 2007-2008 годах. Этот прогноз будет заложен в проекты федерального бюджета на ближайшие три года. Возможность устойчивой стабилизации цены нефти на уровне около $ 40-45 за баррель обусловливают сохраняющийся дефицит мощностей нефтепереработки, высокие геополитические риски в Персидском заливе и Ираке, продолжающийся интенсивный рост спроса со стороны Китая и Индии. Эксперты Минэкономразвития, а также независимые аналитики (как российские, так и зарубежные) склонны придерживаться этого прогноза. В этих условиях экономика выходит на траекторию роста ВВП 5,7-5,9%.

Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточается тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ будет снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5 процента). Ослабнет инфляционный эффект подорожания ГСМ в условиях ожидаемой понижающейся тенденции мировых цен на нефть. Таким образом, динамика потребительских цен в 2006 году будет в большей степени, чем в прошлом, определяться факторами роста доходов населения и денежного предложения.

Однако даже успешная реализация всего это пакета мер может затормозить инфляцию не более чем на 1%, уверены в Минэкономразвития. Вместе с тем сохраняется риск того, что эти меры не смогут быть воплощены в жизнь. Во-первых, сохраняется угроза более высокого, чем прогнозируется (15-20%), роста цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства в случае непринятия поправок в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства». Во-вторых, может сохраниться тенденция значительного разрыва между ростом доходов населения (20% в номинальном выражении) и ростом предложения товаров (6-7,5%), особенно отечественного производства (2,4%).

Аналитики осторожно относятся к оценкам Минэкономразвития. "9% - это в зоне досягаемости", - сказал "ПРАВДЕ.Ру" ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Он подчеркнул, что 9% - это нижний предел. Собственный расчет в ЦМАКПе пока не решаются озвучить. "Но мне кажется, что скорее всего будет 10%", - считает Белоусов.

Говоря о пакете антиинфляционных мер, Белоусов отметил, что его успешная реализация "сильно зависит от ситуации с первым кварталом следующего года, в первую очередь от ситуации с жилищно-коммунальными тарифами". По его словам, "если мы нормально пройдем первый квартал и найдем способ что-то сделать с бензином (с ценами на ГСМ – прим. ред.), то у нас есть все шансы получить какие-то умеренные темы по инфляции".

Отдел экономики

Темы нефть
Обсудить