Шелковый путь отвернет Европу от Атлантики

Масштабный проект Пекина по возрождению Шелкового пути охватывает евразийский континент посредством строительства железных дорог и других путей сообщения от Китая до Европы. Выгоды России от сотрудничества с Китаем не вызывают сомнений, но что выберет Евросоюз, который находится на стадии подготовки соглашения о Трансатлантическом партнерстве с США?

Министр иностранных дел КНР Ван И предложил российскому главе МИД Сергею Лаврову совместить китайскую инициативу по созданию "Шелкового пути" с российской программой по модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а значит, и по развитию Дальнего Востока в целом. Как надеется китайская сторона, взаимодействие по этим проектам поможет России и КНР найти новый импульс для развития всего евразийского пространства.

О новом Шелковом пути, который представляет собой масштабный план Пекина по развитию инфраструктуры и логистики в направлении Европы, в последнее время появилось много информации в мировых СМИ. Так, на днях Ван И заявил о необходимости создания китайско-монгольско-российского экономического коридора, а это значит, что трансевразийский путь будет идти двумя дорогами, а не одной. Напомним, что раньше речь шла о пути через Среднюю Азию и Турцию. Теперь же предполагается, что Европа будет соединена с Китаем и через Россию.

Таким образом китайцы планируют создать единое евразийское пространство и помешать планам США по укреплению в Европе за счет создания трансатлантического партнерства с Евросоюзом. Что Китай тем самым перемещает экономический центр мира в сторону Азии - это очевидно. Но что выигрывает Россия и какая роль отводится нашей стране в китайском плане по экономическому завоеванию мира?

"Для России это как раз очень важное и ценное предложение, — рассказал Pravda.Ru заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая и стран Восточной Азии Андрей Островский. — Дело в том, что у нас в сентябре 2013 года, когда Си Цзиньпин в Астане впервые заявил об инициативе создания Шелкового пути, многие, прежде всего РЖД, не очень позитивно отнеслись к этому предложению. Потому что у нас многие эксперты рассматривают эту программу развития Великого шелкового пути, строительства железной дороги Москва - Пекин и даже Москва - Казань, как противовес модернизации Байкало-Амурской магистрали. Потому что в случае реализации этого проекта большая часть транзитных грузов пойдет по маршруту, минуя Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль".

Шелковый путь в помощь Сибири

Однако, по словам эксперта, модернизация Великого шелкового пути предполагает, что маршрут Москва - Пекин пройдет через китайский Урумчи, Казахстан, далее будет участок Казань - Москва, а из Москвы пойдет две ветки, одна — на Санкт-Петербург и скандинавские страны, другая — через Минск в Роттердам. И этот маршрут предполагает, что одновременно будут вкладываться деньги в модернизацию и БАМа и, прежде всего, Транссиба. Таким образом, железные дороги Транссиба станут практически такими же конкурентными, как и европейская часть.

"Можно будет создавать и развивать экономически территории вдоль этого экономического пояса, Великого шелкового пути, который пройдет не только через Казахстан и по европейской части, но и по территории Сибири и Дальнего Востока. То есть России, на мой взгляд, необходимо подключаться к этому проекту", — подчеркнул Андрей Островский.

По словам эксперта, именно таким путем можно будет максимально быстро реализовать развитие территории российского Дальнего Востока и Сибири и сделать регионы более привлекательными для жизни. А ситуация с численностью населения в этих регионах на сегодняшний день тяжелая. Если в 1991 году на Дальнем Востоке проживали где-то 7,8 миллиона человек, то за 20 лет население сократилось почти на 1,5 миллиона, до 6,3 миллиона человек. Таким образом, объединение проектов БАМ и Транссиб с китайским планом развития торгового пути для России крайне выгодно, это одна из наиболее эффективных конкретных программ, с помощью которых Россия может использовать экономический потенциал своего соседа, Китая.

Кто заплатит за Шелковый путь?

Однако, по мнению китаиста и доцента Высшей школы экономики Михаила Карпова, возрождения Шелкового пути Китая не стоит ожидать в ближайшее время, поскольку проект, во-первых, финансово затратный, а во-вторых, связан с многими техническими, политическими и прочими проблемами.

"Вопрос в том, кто за это все будет платить, кто будет деньги давать. Ведь можно соединить все, что угодно. Можно построить от Великой стены, от Шайханьгуаня до Па-де-Кале какую-нибудь единую железную дорогу. Строить можно все, что угодно, но кто деньги будет давать, за чей счет? У России денег нет, Россия вкладываться в это в таких масштабах сейчас не в состоянии. Когда она будет в состоянии, тоже не очень понятно. Китай в это дело тоже сейчас вкладываться, судя по всему, пока не планирует. Потому что у китайцев тоже жесткая кредитная политика", — поделился своим мнением с корреспондентом Pravda.Ru Михаил Карпов.

Между тем, еще в ноябре 2014 года Bloomberg сообщил о том, что Китай создает фонд финансирования проекта "Новый Шелковый путь" и сумма фонда пока составит 16,3 миллиарда долларов, но уже в феврале 2015 года глава Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань заявил в интервью China Business News, что Пекин организовал фонд в 40 миллиардов долларов. Кроме того, следует вспомнить, что еще в 2013 году, когда в Казахстане была впервые озвучена идея воссоздания Великого Шелкового пути, президент Китая Си Цзиньпинь подписал с казахстанскими властями контрактов в сфере экономического сотрудничества на сумму более 60 миллиардов долларов. Так что вопрос с финансированием системы дорог из Китая в Европу вряд ли будет сопряжен с какими-то трудностями. Тем более, при наличии взаимовыгоды Китая с теми странами, по чьим территориям протянется так называемый Шелковый путь, который, безусловно, простимулирует развитие бизнеса во всех затронутых регионах.

Нелегкий выбор Евросоюза

Что касается сотрудничества с китайцами, то о выгодах России уже было сказано много. Тем более, что российское руководство на высшем уровне указало на восточный курс развития. Однако любопытно, как в данной ситуации поведет себя Евросоюз, перед которым встанет выбор между Трансатлантическим партнерством с США и китайским проектом Великого Шелкового пути…

"Европа будет, наверное, со Штатами, потому что это и ценностно близко, и геополитически близко. Что касается отношения Европы к Шелковому пути, если китайцы его подтянут, я думаю, что европейцы тоже не откажутся сотрудничать с китайцами. Тут никто не будет выбирать: либо - либо. Тут будут смотреть, что выгоднее. Геополитически — со Штатами, экономически — если от Китая что-то можно получить, европейцы будут работать с ними", — предположил Михаил Карпов.

Читайте также:

Новый мировой порядок будет под знаком Дракона

"Шелковый путь" в обход колючей Украины

Путин предложил странам АТЭС войти в историю

ШОС спасет Восток от Запада

У России еще один мегапартнер в Азии

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Китай создаст новый Шелковый путь?

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
США в сговоре с ИГИЛ: боевики Сирии хотят превратить Дейр-эз-Зор в неприступный бастион
Неуязвимые ракеты Кима
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Путин обратился к участникам и гостям фестиваля "Вся Россия-2017" с приветствием
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На Мексику надвигается ураган "Пилар"
Провинциальной учительнице дали условный срок за совращение восьмиклассника
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Почему президент Афганистана поет дифирамбы Дональду Трампу?
Дагестанец языком изнасиловал женщину
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Меркель объяснила, почему не хочет признавать присоединение Крыма к России
Лавров рассказал, почему США не станут бомбить КНДР
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"