Зверский прайс-лист России

Нелегальная торговля редкими животными и растениями выгоднее торговли оружием
На нелегальном рынке редких видов животных и растений крутится $6-9 млрд в год. Такова оценка Интерпола. Даже нелегальный оборот оружия скромнее, а масштабнее — только рынок наркотиков. Россия — один из основных игроков на этом рынке. И хотя международные организации критикуют власти за несовершенство законодательства в этой области и слабую работу исполнительных органов, ситуация остается прежней.

В ноябре прошлого года уссурийские таможенники задержали на границе двух граждан России, пытавшихся вывезти в Китай 18 гималайских медведей. Немногим ранее у проводницы поезда "Киев — Адлер" изъяли 19 экзотических попугаев, а на таможне аэропорта "Шереметьево" - накачанных транквилизаторами лори и прибитых гвоздями к чемодану редких соколов балобанов. Уже в апреле этого года таможня того же Уссурийска задержала китайца, пытавшегося вывезти 26 свежемороженых медвежьих лап. И так далее, и тому подобное...

Хотя поток подобных сообщений в последнее время заметно поредел (с начала 2003 года в таможнях аэропортов живой контрабанды вообще не задерживали), это отнюдь не означает, что торговля редкими видами прекратилась. У обывателя возникает резонный вопрос: откуда берется вся эта экзотика, законно ли это и кто покупает, иногда за бешеные деньги, редких животных?

Рынок экзотических животных и изделий из них — особенный. С одной стороны, едва ли не каждый скажет, что знает о его существовании. С другой, при всем этом "знании" рынок этот остается одним из самых непонятных и закрытых.

Интерпол оценивает мировой нелегальный рынок редких видов животных, растений и изделий из них, запрещенных к продаже, как второй по объему после нелегального рынка наркотиков. А нелегальная торговля оружием стоит только на третьем месте. В деньгах емкость рынка экзотов по Интерполу — $5-9 млрд ежегодного оборота, а по оценке Всемирного фонда дикой природы (World Wide Fund for Nature, WWF) — $6 млрд (без учета нелегального оборота древесины и икры).

Из отечественных официальных структур ни одна сегодня не берется оценивать объемы рынка экзотов. И в Министерстве природных ресурсов, и в Главном управлении по борьбе с контрабандой ГТК на этот вопрос прореагировали крайне болезненно.

География живого товара
Между тем Россия, в силу своего географического положения и богатства флоры и фауны, выступает в качестве крупного фигуранта этого рынка — как экспортер, импортер и как страна транзита.

В Россию контрабандные животные попадают разными путями. По данным WWF, подавляющее большинство нелегальных животных и растений попадает в Россию через аэропорт "Шереметьево". Большей частью — самолетами из Юго-Восточной Азии (лори, рептилии, насекомые), значительно меньше — из Перу, Южной Америки и Африки (попугаи, рептилии, обезьяны). Кроме того, флору и фауну везут автомобилями и поездами через Польшу и Среднюю Азию, некоторое количество проходит через Санкт-Петербургский порт.

Петербург и Москва скорее выступают транзитными пунктами для транспортировки на Запад. Например, основной импортер экзотических насекомых — Германия (по оценке WWF). Ну а главный перевалочный пункт контрабанды животных — это Дальний Восток, который "обеспечивает" стабильность объемов местного нелегального рынка редких видов.

Основными объектами контрабанды из России в зарубежные страны остаются хищные птицы (их везут в арабские страны), осетровые виды рыб и их икра (они едут в США и Европу), трепанги, женьшень, части бурого медведя (востребованы в Корее, Китае, Японии).

В Главном управлении по борьбе с контрабандой ГТК подтвердили, что незаконный вывоз живого груза из России предназначен преимущественно для азиатских стран, где охотно скупают женьшень, панты оленя, сайгачьи рога, кости, клыки, шкуры, усы, желчные пузыри бурых и гималайских медведей, амурских тигров.

Работники управления рассказали, каким образом перевозят редких представителей фауны. Чтобы животные или птицы пережили многочасовой перелет, их напаивают водой, снотворным, алкоголем, колют наркотиками. Бывает, зашивают веки, заворачивают в тряпки, прячут в перевозимых автомобильных агрегатах, пожарных шлангах и т. д. Большая часть животных до покупателей не доходит — выживает в дороге примерно треть. Несмотря на это, прибыль в 600-1000% при таких операциях считается нормой.

Зверский прайс-лист
Схема работы нелегалов проста. В каком-нибудь приморском крае (амазонской сельве) посредник нанимает дядю Ваню (лесника / китайца / пигмея) который отлавливает животное и получает свои гроши. Задача посредника — переправить груз дальше по цепочке: либо на аукцион для продажи следующим посредникам (как это практикуется в Китае), либо напрямую конкретному заказчику.

Цена товара по мере движения по цепочке вырастает в сотни и даже тысячи раз. Например, исчезающий вид птиц — сокол балобан, обитающий на Алтае, пользуется огромной популярностью в Египте и Арабских Эмиратах, где в сезон охоты каждый шейх обязан иметь ловчих соколов. В России у посредников сокол стоит $15 000, а в сезон охоты арабы с удовольствием покупают птиц по $40 000 — 70 000 за особь. Такой же сокол, но обученный, может стоит до $100 000.

Вот еще некоторые цены: южноамериканский попугай — до $1500, а перуанская бабочка — $500. Цена на многие виды черепах достигает $1500. Большим спросом пользуются и насекомые.

Разница при перепродаже колоссальна. Так, закупочная цена опавших рогов изюбря на Дальнем Востоке у посредника на первом этапе всего 250 руб., а за границей на аукционах они легко продаются по $840 за 1 кг. Если на рогах лопнула кожа, их "бракуют" и везут в Корею, где из них делают лекарства. А "бракованные" тушки оленей отправляют в Китай: в китайской медицине все части тела оленя считаются лекарственными. В дело идут зубы, кости, мозг, кровь, мясо, кожа, сухожилия и даже желчь, которая используется как кровоостанавливающее средство наряду с медвежьей.

Кстати, в Приморье браконьеры уничтожают бурых и гималайских медведей только из-за их желчи и лап, которые широко используются в восточной медицине (за 1 кг медвежьих лап в Китае можно выручить $1000, а за литр желчи — $2000). Мускус редкой кабарги используется при тяжелых заболеваниях: раке, различных опухолях и инфекциях.

За прошлый год, по данным Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК, таможенниками было задержано и изъято: 200 штук медвежьих лап, 18 гималайских медвежат, 8 попугаев, 10 гекконов, 1634 шкуры енотовидной собаки, 3000 пауков, более 30 птиц соколиных пород, 7 чучел крокодилов.

ОЛЬГА ГОВЕРДОВСКАЯ, "Русский Фокус"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру