Вступление Украины в Таможенный союз

Вне Таможенного союза Украина обречена

В прошлый вторник из уст одного официального украинского лица прозвучало любопытное заявление. Дело было в Москве, заявление прозвучало в ходе общения со студентами Московского лингвистического университета. И сделал его посол Украины в России Владимир Ельченко. Месседж касался гипотетической возможности присоединения Украины к Таможенному союзу.

"Мы не говорим сегодня ни "да", ни "нет". Перспективы есть", — заявил Ельченко. Вместе с тем, украинский дипломат подчеркнул, что впервые за последние пять лет наблюдается превышение объемов торговли Украины со странами Таможенного союза над объемами торговли со странами Европейского Союза. "На сегодня это 42 процента в первом случае и уже меньше 30 процентов — во втором", — констатировал он.

"Если эти тенденции, которые сегодня существуют, сохранятся, — плюс мы видим кризисные явления в ЕС, если они будут сохраняться, — то ответ будет скорее да, чем нет", — сказал посол Украины в России. По его словам, власти Украины исходят из того, что нужно немного времени, чтобы Таможенный союз заработал, и к 2015 году это объединение "должно приобрести свой окончательный вид". При этом, по его словам, Украина не отказывается от евроинтеграции, но никто не знает, сколько времени необходимо на этот процесс.

"Нам хотелось бы видеть Украину в Европейском Союзе — в таком, каким он был позавчера. То что происходит сегодня, заставляет задуматься. Но от самой этой идеи никто не отказывается…", — сказал дипломат. И добавил: "Сегодня ЕС проходит свои собственные трудности, и что это будет за объединение через год — через пять, никто не знает, что случится с еврозоной, с шенгенской зоной". Очевидно, высказывание украинского посла следует рассматривать как пробный камень. Это совершенно точно не было необдуманным демаршем по собственной инициативе.

Несмотря на то, что непосредственное начальство дипломата поспешило частично дезавуировать заявление подчиненного, несколько смягчить впечатление от сказанного. Так, на следующий же день директор департамента информационной политики МИД Олег Волошин заявил в интервью ИА "Интерфакс-Украина", что вопрос о вступлении в Таможенный союз сегодня не стоит в повестке дня украинской внешней политики. "Говорить о том, что будет в длительной перспективе, мы, на данный момент, не считаем целесообразным", — подчеркнул представитель МИД.

"Задачей номер один для МИДа является подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в частности создание зоны свободной торговли", — сообщил Волошин. Он также заявил, что в МИДе подтверждают, что главным приоритетом для Киева остается евроинтеграция, а поиски формата сотрудничества с Таможенным союзом продолжаются, и попросил "не создавать ненужную интригу вокруг высказываний посла Украины в России Владимира Ельченко, который является опытным дипломатом, не привыкшим давать однозначные простые ответы на сложные вопросы".

Из этого пассажа официального представителя украинского МИДа можно сделать вывод, что Ельченко не будет наказан за свои слова и, следовательно, его заявление на встрече с российскими студентами было санкционировано сверху. Вместе с тем, свое интервью Олег Волошин завершил заявлением, что украинское законодательство закрепило приоритетность евроинтеграционного направления, что отражает волю большинства украинцев.

Здесь сразу следует отметить, что директор информационной политики украинского МИДа, мягко говоря, несколько преувеличивает. Судите сами. Цифра 55 процентов поддержки украинцами более тесной интеграции с Россией (в форме присоединения к союзному государству России и Белоруссии, участия в Едином экономическом пространстве, Таможенном союзе, ЕврАзЭС и т. п.) стоит мертво и не снижается уже на протяжении почти десятка лет. Рассуждая цинично, нетрудно придти к выводу, что политическая сила, убедившая эту часть украинского общества, что она представляет ее интересы, будет уверенно выигрывать выборы раз за разом.

Читайте также: Приоритеты руководства Украины и мнение народа

Самые свежие социологические исследования говорят о невероятной устойчивости общественных настроений, отмеченных выше. Возьмем, к примеру, результаты репрезентативного опроса Dw-trend, который провело в минувшем октябре украинское отделение социологического института IFAK по заказу "Deutsche Welle". В частности, исследование показало, что за неимением перспективы на членство в Евросоюзе, а также из-за экономической зависимости от России большинство украинцев поддерживает скорее восточную ориентацию их страны. Так, 54 процента опрошенных выступают за развитие отношений с Россией и другими странами СНГ. В то же время за развитие отношений со странами ЕС выступают только 36 процентов. Согласитесь, эти оценки выбивают почву из-под ног у политиков и дипломатов, продолжающих напирать на "приоритетность евроинтеграционного направления, что отражает волю большинства украинцев".

Не так все однозначно и с "промежуточным" приоритетом, упомянутым Олегом Волошиным, а именно: с созданием зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Украинские эксперты (из числа вменяемых) предупреждают, что это приведет к дополнительным и ощутимым убыткам для страны. Европейцы все равно будут защищать свои рынки от украинских товаров, ноукраинский рынок после создания зоны свободной торговли станет еще более открытым для европейской продукции. По убеждению вменяемых экспертов, ЗСТ с Европейским Союзом будет понижать ВВП Украины на 1,5 процентов ежегодно (!).

Читайте также: Украина спешит на отплывающий "Титаник"

Присоединение же Киева к Таможенному союзу решало бы одновременно две главные проблемы украинской экономики: снижение цены на углеводороды и доступ украинских товаров на растущий рынок России, Белоруссии, Казахстана. Как было показано выше, заявление посла Украины в России не похоже на отсебятину. В таком случае небезынтересно понять "сверхзадачу" выступления Владимира Ельченко. Очевидно, неслучайно, что оно состоялось вскоре после выборов в Верховную Раду, небезупречных, с точки зрения Запада.

Нельзя исключать, что осторожный тонкий намек Киева о сугубо гипотетической возможности отказа Украины от "европейского выбора" в пользу более тесной интеграции в неопределенном будущем на восточном направлении является попыткой сбить волну критики, звучащей из западных столиц. То есть в этом случае речь идет о продолжении курса на симметричный шантаж Киевом Брюсселя Таможенным союзом и Москвы евроинтеграцией. Вернее, речь идет о попытке шантажа. По крайней мере, если говорить о восточном направлении.

Например, взять хотя бы "программное" заявление украинского первого вице-премьера Валерия Хорошковского после мартовского саммита ЕврАзЭС. На саммите неоднократно и убедительно прозвучала мысль, что неучастие Незалежной в Таможенном союзе ограничит доступ Украины к этому рынку. В ответ на эту констатацию Хорошковский заявил, что в случае введения ограничений на украинские товары со стороны стран-соседей Украина переориентируется на другие рынки. Признаться, даже по форме это никак не тянет на убедительную угрозу, а скорее походит на попытку напугать ежика голой частью тела.

Страны ТС, как правило, не реагируют на подобные демарши, не уставая приглашать Украину к взаимовыгодной интеграции. Того же никак нельзя сказать про Запад. Еврочиновники не раз недвусмысленно заявляли о недопустимости присоединения суверенной Украины к интеграционным проектам с участием России. И все это в сочетании с весьма неопределенными европерспективами Киева и на фоне процессов, происходящих в зоне евро и окрестностях.

Другой вариант, выступление Ельченко — признак того, что в Киеве произошел некий перелом и украинские власти созрели для начала предметного разговора о вступлении Украины в ТС. С точки зрения здравого смысла в этом не было бы ничего удивительного. Товарооборот с Европой и США сокращается, несмотря на вступление Украины в ВТО и прогресс в создании зоны свободной торговли с ЕС. В то же время товарооборот со странами Таможенного союза продолжает расти, несмотря на многочисленные "торговые войны" его участников с Украиной.

Украинский посол в Москве упомянул 2015 год как вешку, когда ТС заработает в полную силу. Тогда, мол, и посмотрим, что у вас получилось, и поразмыслим, выгодно ли нам в этом участвовать. С другой стороны, 2015 — год выборов президента Украины. По всем признакам нынешний хозяин президентского кресла Виктор Янукович не прочь задержаться на нем еще на один срок. Возможно, тема присоединения Украины к Таможенному союзу приберегается в качестве главной "фишки" будущей президентской кампании.

Учитывая наличие устойчивых 55 процентов пророссийского электората можно согласиться, что подобный предвыборный креатив должен оказаться удачным. Однако есть одно существенное "но". Говоря кратко, до 2015-го надо еще дожить. И желательно более-менее благополучно. Между тем, в украинской экономике сформировался весьма негативный тренд. В послекризисном 2009-ом украинская экономика рекордно рухнула на 15 процентов. Вероятно, нынешние украинские власти рассчитывали на устойчивый восстановительный рост не менее 5 процентов в год.

В 2010-ом и 2011-ом рост ВВП со скрипом выходил на эти цифры, но в текущем году ситуация изменилась. Валовый внутренний продукт (ВВП) Украины в третьем квартале 2012 года упал по сравнению с третьим кварталом 2011 года на 1,3 процента. В целом рост замедлился до 2 процентов по итогам семи месяцев и 1,5 процента — по итогам восьми.

Украинский Нацбанк на прошлой неделе сообщил, что из-за спада в машиностроении по итогам девяти месяцев рост ВВП стал "несколько ниже 1,5". Европейский банк реконструкции и развития ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2012 году с 2,5 процента до 1 процента. Агентство Fitch прогнозирует, что рост ВВП Украины в 2012 году составит 0,5 процента. Похоже на то, что восстановительный рост экономики завершился, не достигнув даже скромных докризисных показателей, и потенциал роста в целом исчерпан.

При сохранении тренда в следующем году начнется спад, который уже нельзя будет списать на ошибки прежней власти. Можно понять Владимира Ельченко, когда он говорит, что хотелось бы видеть Украину в таком Евросоюзе, "каким он был позавчера". Как раз одновременно с произнесением этих слов мировые СМИ сообщали о том, что "протесты рабочих по всей Европе привели к столкновениям". Вступать в такой Евросоюз уже не так интересно.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Алексей Ковалев
Алексей Ковалев — журналист, внештатный корреспондент международного раздела Правды.Ру
Обсудить