Особые зоны поднимут Севморпуть и Штокман

В Мурманске создается портовая особая экономическая зона. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Владимир Путин. Также территории с особым налоговым режимом создаются в порту Хабаровска и в аэропорту Ульяновска. Создание транспортного узла в Мурманске — один из этапов восстановления важной магистрали, Северного морского пути.

Министерству экономического развития поручено заключить от имени Правительства РФ с правительством Мурманской области и администрациями муниципальных образований "Кольский район" и "Город Мурманск Мурманской области" соглашение о создании портовой ОЭЗ, определив в нем, в том числе, финансово-экономические показатели эффективности функционирования портовой ОЭЗ и земельные участки, входящие в состав ее территории, уточняет AK&M.

Читайте также: "Белые медведи увидят новый российский ледокол"

Этот проект даст толчок дальнейшему развитию заполярных территорий России, поскольку позволяет снижать издержки в ходе реализации крупнейших проектов. В частности, Штокмановского месторождения. Особый таможенный режим, который будет действовать в пределах портовой зоны в Мурманске, позволит осуществлять импорт оборудования, его доводку и установку в море без таможенного оформления, что серьезно снизит операционные издержки.

Сам морской порт Мурманска является важнейшим для России и обладает рядом конкурентных преимуществ. Порт обладает незамерзающей акваторией, отсюда возможна прямая доставка в Западную Европу и на американский континент, активизируется движение по проходящим рядом международным транспортным коридорам, в прилегающей зоне активно добывается рыба и другие морские ресурсы.

Портовую зону в Мурманском порту планируется создать в три этапа. Государство возьмет на себе обеспечение так называемой внешней инфраструктуры, в частности, строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, где будут созданы дополнительные портовые мощности, а возможно и новый порт. Создание объектов внутренней инфраструктуры зоны (включая таможенную инфраструктуру) будет финансироваться за счет частных инвестиций. По планам, к 2025 году грузооборот порта Мурманск составит свыше 100 млн тонн, говорится в пресс-релизе областного правительства.

"Это очень важное решение Правительства Российской Федерации, которое придаст серьезнейший импульс развитию Мурманской области", — отметил Дмитрий Дмитриенко. — Планируется, что будет создано около трех тысяч новых рабочих мест, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 40 млрд рублей", — цитирует губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко BarentsObserver.

Основным экспортным грузом ОАО "Мурманский морской торговый порт" является энергетический уголь из Кузбасса идущий в страны Европы. Его доля в грузообороте порта составляет 80%.

В рамках проекта создания морского транспортного узла предполагается реконструировать угольный терминал на территории порта и построить еще один на западном берегу Кольского залива с проектной мощностью в 20 млн тонн угля в год и объемом инвестиций порядка 12,7 млрд рублей.

Интересно, что по поводу вида будущей портовой зоны нет единства мнений. Публичная дискуссия развернулась на II- м Арктическом Мурманском международном экономическом форуме.

В частности, гендиректор управляющей компании "Мурманский транспортный узел" Андрей Шаповальянц сообщил о том, что идет документальное оформление земельных участков для расширения портовой зоны на западный берег Кольского залива и поиск достаточных потоков нефти и угля для загрузки дополнительных портовых мощностей.

Но после его доклада выступил директор Мурманского торгового порта Виктор Морозов и во многом поставил под сомнение не то чтобы выкладки предыдущего оратора, а саму необходимость Мурманского транспортного узла в том виде, как об этом говорится все последние годы. Причина этого проста — падает грузовая база. Скажем, если раньше почти весь апатитовый концентрат шел на экспорт через Мурманск, то теперь поток во многом направлен внутрь страны для переработки на удобрения в России, которые, в свою очередь, экспортируются уже через другие порты, пишет "Мурманский вестник".

Есть и еще одна проблема — износ существующих причалов действующего порта, которые служат уже более 35 лет. Все это накладывается на постоянно растущий в течение последних лет грузопоток и может привести к авариям. Морпорт заинтересован скорее в реконструкции и ремонте имеющихся причалов и площадей, а не в строительстве конкурирующих новых за пределами территории и юрисдикции порта. Однако идея создания транспортного узла с расширением площадей, судя по всему, принята за основу.

При этом в число соучредителей зоны может войти РЖД. По закону "Об особых экономических зонах" учредителем управляющей компании может быть только компания со стопроцентным государственным капиталом. Управляющая компания "Мурманский транспортный узел" имеет в составе учредителей не стопроцентно государственные ОАО "Мурманский морской торговый порт" и ОАО "Роснефть". Выкуп доли "Роснефти" и Мурманского морского торгового порта структурами ОАО "РЖД" вполне логичен: основной груз в порт приходит железнодорожным транспортом, а внутри зоны необходимо проложить ветку.

Вместе с тем, для эффективного использования Северного морского пути и освоения Арктики, РФ необходимо создать целую цепочку логистических узлов, включая Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар и т. д. "У нас, по существу, в стране есть только два места — Тихий океан и Мурманск как незамерзающие порты, имеющие прямой выход в Мировой океан, минуя всяческие проливы и все проблемы с этим связанные. Поэтому мы очень внимательно относимся к этому инвестиционному проекту, предполагающему строительство, по существу, нового порта на другом берегу Мурманской губы и все, что с этим связано", — отметил вице-премьер Сергей Иванов.

Читайте также: "Россия завлекает торговцев во льды"

В текущем году количество рейсов по СМП увеличилось, причем не только в рамках обеспечения продовольствием и топливом северных территорий России.

17 октября дизель-электроход "Мончегорск" усиленного ледового класса, принадлежащий ОАО "ГМК "Норильский никель" доставил груз металла с Кольского полуострова в Шанхай. Дизель-электроход вышел из Мурманска 15 сентября и без ледоколов прошел по восточной части Северного морского пути по маршруту Мурманск-Дудинка-Пусан-Шанхай. Разгрузившись в Шанхае, "Мончегорск" с грузом промышленных материалов и потребительских товаров отправится в Норильск. Переход по Севморпути в разы быстрее и короче, чем через порты перевалки в Европе и Суэцкий канал.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить