Греция: "Мы все идем к взрыву". Интервью с Димитрисом Константакопулосом

Греция: "Мы все идем к взрыву"

Бундестаг ФРГ согласился выделить Греции дополнительный кредит. Ранее греческий парламент провел законопроект, предусматривающий принятие срочных мер для проведения переговоров и достижения соглашения с европейскими кредиторами. Без него европейский механизм поддержки в отношении Греции работать не будет, банки не получат продления ликвидности, а страна — кредита.

А еще ранее, сразу после референдума в Греции, 7 июля, Pravda.Ru взяла интервью у известного греческого журналиста и писателя Димитриса Константакопулоса. Подготовка к публикации перевода этого интервью заняла у редакции больше времени, чем мы рассчитывали… И все же, на наш взгляд, многое из высказанного Димитрисом представляет немалый интерес для русскоязычного читателя и остается актуальным и по сей день.

— Одним из важнейших событий недели стал референдум в Греции. Греки стали первыми отказавшимися от режима жесткой экономии, проголосовав против него 61,31% голосов. В других странах Европы подобный референдум очевидно привел бы к похожим результатам. Для чего грекам нужно было проводить такой референдум?

— Перед греками был поставлен очень простой вопрос. А именно, хотят ли они продолжения экономических мер, созданных для Греции политическими элитами Германии, других европейских государств, МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии, или нет. Это основной вопрос, на который они давали ответ.

Был еще и сопутствующий: "Хотите ли вы, чтобы вашей страной управляли Меркель, Дейсселблум, Лагард, Марио Драги, брюссельская бюрократия, или вы хотите, чтобы ей правил народ Греции?" Ответ был дан категоричный и четкий. Кроме того, при оценке этого решения нужно принимать во внимание контекст ужасной лжи и террористических кампаний, в котором оно принималось. Все СМИ Греции, кроме правительственных, представляли последствия голосования "против" в виде апокалипсиса. Они говорили, что страна будет разрушена, изгнана из Евросоюза, что с ней может произойти самое ужасное, что только можно представить. И это крайне важно, потому что я видел подобные кампании во время референдумов в других странах.

Однако в Греции референдум проходил при закрытых банках и в условиях эскалации финансовой войны властей Евросоюза против народа Греции. Угрозы поступали не только со стороны местных СМИ, но и от таких ведущих государств, как Германия, от Евросоюза, от МВФ. Угрозы стали переходить в действия, и люди ощутили их последствия в повседневной жизни.

Именно поэтому "нет", сказанное в это воскресенье, не менее значимо, чем "нет", которым мы ответили Бенито Муссолини в 1940 году, когда он потребовал капитуляции нашей страны. Если тогда средства были военные, то сейчас они финансовые. Однако в конечном итоге, в обоих случаях речь о войне против греческого государства. Это попытка завоевания Греции, и она иррациональна.

Народ Греции принял более рациональное решение, чем те, кто развернул пропаганду против него. У нас уже есть пятилетний опыт реализации данной программы (которая должна была спасти Грецию), и мы знаем, к чему она нас привела — к падению ВВП на 27-28 процентов. Это больше, чем материальные потери Франции или Германии в Первой мировой войне. Мы имеем дело с экономическими последствиями довольно масштабной войны, и мы не отвечаем тем же. В воскресенье греки попросили руководство страны противостоять катастрофе, в которую их втягивают.

— В этом есть и очевидный вызов еврократии. Однако Янис Варуфакис, министр финансов, ушел в отставку. Он утверждал, что некоторые европейские коллеги, равно как и другие "партнеры", не будут рады увидеть его за столом переговоров. Он напуган?

— Я не думаю, что он напуган. Правительство пожертвовало Варуфакисом в попытке удовлетворить требования кредиторов. Я не уверен, что подобного рода маневр по удовлетворению кредиторов может быть удачным. После Варуфакиса кредиторы захотят выхода из состава правительства Ципраса. А если Ципрас откажется, кредиторы потребуют отставки всего правительства (в котором большинство составляет коалиция СИРИЗА, возглавляемая Ципрасом. — Ред.). Проблема Греции заключается не в личностях, а в сущности подходов к ее решению. Тем не менее, они приняли такое решение. Я надеюсь, что это тактический ход, а не знак стремления правительства СИРИЗА прийти любой ценой к компромиссу с кредиторами.

— Простит ли Европа Греции долги? Или же все-таки накажет за своенравность? И если да, то как?

— Вопрос греческого долга довольно сложный. По факту программа жесткой экономии уже была направлена на решение этого вопроса. В результате реализации этой программы долг, который в начале кризиса в 2010 году составлял 120 процентов ВВП, сегодня вырос до 180 процентов. И продолжает расти каждый день. Мы никогда не сможем выплатить столько.

Но я скажу вам и другое: этот долг был создан искусственно. В 2010 году страна была на грани банкротства и не могла обслуживать внешнюю задолженность. По логике, надо было перестать ее обслуживать и попытаться найти способ урегулирования вопроса с частными кредиторами, то есть с крупными международными банками, хедж-фондами и другими финансовыми институтами. Вместо этого европейские правительства вынудили Грецию принять решение превратить долг частным банкам в долг другим государствам. Я говорю о том, что Европейские государства просто дали денег, чтобы Афины могли расплатиться с частными банками и хедж-фондами, которые сегодня контролируют все европейские правительства, кроме правительства Греции.

И вот теперь они создали эту программу. Долг Греции, безусловно, должен быть частично выплачен греками. Но также он должен быть выплачен и теми, кто участвовал в сговоре по превращению его в задолженность. Речь о Deutsche Bank, BNP Paribas Bank, Goldman Sachs, JP Morgan и т. д. Все это не европейская политика, хоть таковой она и представляется. Это результаты стратегии, продиктованной финансами и проводимой европейскими политиками, которые, как правило, весьма коррумпированы, обслуживают интересы финансов и не способны ни на что другое.

— Министерство финансов Италии в это воскресенье заявило: еврозона "способна справиться с кризисом доверия и возможных спекулятивных атак". О каких спекулятивных атаках идет речь?

— Очевидно, что если они продолжат в том же духе, если они пойдут на огромный кризис в отношениях с Грецией или даже на исключение ее из ЕС, то результат для Европы будет критичный. Европа будет опустошена, в первую очередь, политически. А ведь выйти из Евросоюза сейчас легче всего. Даже в то время, когда они бомбили Ирак, Ливию. Проще, конечно, разрушать европейское государство и создавать весь этот хаос. Даже в то время это не было так просто. Этот хаос отзовется колоссальным политическим, финансовым и экономическим эхом. Европа идет на риск внезапного распада по сценарию СССР в 1991 году. Это не того рода кризис, с которым им удастся совладать. Если они продолжат вести эту политику, если они не пересмотрят радикально свое отношение к частным банкам, отношение к проблеме суверенного долга, к Греции и к будущему Европы, если Маастрихтская система не будет пересмотрена радикально, то вероятность развала Европа будет очень высока.

— Греция рассматривает возможность использования долговых расписок в качестве валюты. Что представляет собой такая валюта?

— Это не официальная информация. По крайней мере, Греция не рассматривает никаких проектов подобного рода. Напротив, правительство Греции заявило о поддержке курса на сохранение участия в еврозоне. Однако мы не знаем, что произойдет на самом деле, потому что нет понимания того, как будет развиваться кризис.

В определенный момент, в случае если страна лишится последних финансовых возможностей, правительству придется либо капитулировать перед Брюсселем и Берлином, либо выпустить собственную валюту, чтобы как-то платить людям и управлять экономикой.

Другой вариант — это компромисс, приемлемый для обеих сторон. Такой вариант не исключен, однако с тем, что мы видим сейчас, он представляется мне маловероятным.

— Какова ситуация в Греции на данный момент?

— Люди более-менее спокойны. Однако такая ситуация не может длиться вечно. У нас есть право снимать по 60 евро в день, но страна не может выживать на 60 евро в день. Такое положение дел, на мой взгляд, не продлится долго. Через несколько дней, максимум недель, положение невозможно будет контролировать. А вчера Марио Драги, председатель ЕЦБ, который ведет себя как не избиравшийся премьер министр Европы по вопросам экономики, еще сильнее ужесточил свою позицию по отношению к Греции и приблизил тем самым неминуемый взрыв. Очевидно, что ЕЦБ находится под влиянием крупного международного капитала, ведь Марио Драги — бывший вице-президент Goldman Sachs.

На мой взгляд, мы идем к взрыву. Хотя это кризис, развитие которого невозможно предсказать однозначно. Вероятно множество сценариев.

Читайте это интервью на английском языке

Читайте также:

Украина излечила ЕС от мании расширения

Продать Донбасс за долги - выход для всех?

Куда закрутилась спираль экономического кризиса

Могильщики западной цивилизации определились

"Греция останется в кабале еврозоны навечно"

Интервью перевела и подготовила к публикации Светлана Архангельская

Беседовала

Автор Галина Тычинская
Галина Тычинская — журналист, корреспондент, переводчик, видеоведущая Правды.Ру *
Обсудить