"Его пример – другим наука..."

ExxonMobil осталась без лицензии на "Сахалин-3"?
В общем-то, никакого особого пиетета по отношению к иностранным инвесторам в России за годы реформ не прибавилось. С одной стороны, их всячески зазывали, с другой, когда приходили — не особо-то и жаловали. Истории неудачных инвестиций в Россию могли бы составить солидное многотомное собрание сочинений. Однако инвесторы не спешат поделиться с миром подробностями своих злоключений в стране тайги и медведей. Несмотря на это, инвесторы в Россию идут. Что поделать — выгодно. Где еще так приблизительно соблюдают законы и столь откровенно попирают права трудящегося люда? Таких мест в мире раз-два и обчелся. Что по сравнению с прибылью значат придирки низкооплачиваемых российских чиновников?

Если верить председателю правления и основателю американской нефтяной компании Teton Petroleum Company Говарду Куперу, нефтяные активы сейчас надо приобретать в России. Надо полагать, он знает, о чем говорит. Основанная в 1996 году компания фактически получила доступ к запасам трех месторождений в Западной Сибири: Егурьяхскому, Южно-Егурьяхскому и Голевому — по цене всего 3-5 центов за баррель. Достоверные запасы группы составляют 19,8 млн. баррелей, а прогнозируемые — еще 13,2 млн. Качай — не хочу.

"Нужно учесть, что средняя цена барреля запасов в Техасе, например, составляет около 7 долларов, — Рассказал Купер RusEnergy. — Более того, если в США и Канаде в среднем только одна из десяти пробуренных скважин дает промышленный приток нефти, а в России значительная часть месторождений уже разведана в советское время, и коэффициент попадания скважины в "яблочко" - десять из десяти возможных. Риск при бурении сводится к нулю".

Купер указывает, что на территории России можно найти сотни пусть небольших, но экономически вполне рентабельных месторождений, которые хорошо разведаны, но не эксплуатируются по той или иной причине. "Того, что нашли советские геологи, разработчикам хватит еще лет на 25", — подчеркивает он.

Перечисляя преимущества работы в России, он заявил, что у инвесторов не так уж велик выбор. "Это, пожалуй, только Венесуэла, Колумбия, Нигерия, Индонезия и рад других стран, однако все они — за исключением Канады — отличаются крайне нестабильными в политическом отношении режимами. Российская обстановка намного стабильнее, а запасы — намного дешевле канадских".

Однако с некоторых пор, работать в России инвесторам стало заметно труднее. Там, где раньше помогали по-буржуазному "скромные" подарки, сейчас не выручит и чемодан налички. Одно из заинтересованных ведомств — Министерство природных ресурсов (МПР) РФ. Начиная с прошлого года, это ведомство доставило немало неприятностей — как крупным российским компаниям, так и иностранным. Причем деятельностью западных нефтяных гигантов в России МПР интересуется с особым энтузиазмом. И, естественно, находит в ней массу недостатков, недочетов и почти преступлений, если считать за таковые нарушения российских законов.

Еще совсем недавно чиновники Минприроды воевали с британской Shell. Вроде бы теперь противоречия улажены. Но не простаивать же бюрократическому аппарату? Знать, настала очередь и американской ExxonMobil испить до дна чашу национального своеобразия богатой ресурсами России.

Вчерашнее разбирательство Минприроды с ExxonMobil отнюдь не закончено. Претензии российского министерства к методам осуществления американскими нефтяниками проекта "Сахалин-1" - только цветочки. Но, похоже, завязались и ягодки.

У ExxonMobil неприятности в России возникают не впервые. Были "наезды" и со стороны депутатов Госдумы РФ, и со стороны покойного ныне губернатора Сахалина Игоря Фархутдинова. Доходило и до открытых публичных конфликтов, до угроз о том, что американская компания выходит из проектов и продает свою долю японским партнерам. Однако, так или иначе, все конфликтные ситуации удавалось уладить, никто никуда не ушел, японцы ничего не дождались, американцы продолжают окучивать сахалинские нефть и газ. Все было хорошо до тех пор, пока ExxonMobil не решил купить 50% "ЮкосСибнефти". Тут-то и началось.

Вчера замминистра природных ресурсов Александр Поволоцкий ясно дал понять представителям Exxon, что лицензии на проект "Сахалин-3" им не видать как собственных ушей. Мало кто сомневается, что по собственной инициативе МПР никогда бы не решилось взять такой тон с крупнейшей мировой компании. Все-таки кишка у чиновников тонка. Но только до тех пор, пока не прикажут.

По версии "Ведомостей", переговоры г-на Поволоцкого с президентом компании Exxon VenturesДжефом Дж. Вудбури и ее вице-президентом по связям с правительственными структурами Гленном Уоллером протекали вполне спокойно — никакого крика, никаких угроз. Иными словами, чиновник просто проинформировал высокопоставленных иностранцев о том, что ими недовольны, и объяснил в каких конкретно формах это недовольство будет выражено. В частности, порадовал, что еще до конца этого года министерство и другие федеральные ведомства начнут комплексную проверку проекта "Сахалин-1".

Положим, проверки американцы не боятся. Слава Богу, сколько их ни было, все с честью выдержали. Совсем другое дело — Киринское газовое месторождение, которое Exxon собиралось разрабатывать в рамках проекта "Сахалин-3". По данным геологоразведки, потенциальные извлекаемые запасы Киринского блока составляют около 730 млрд. куб. м природного газа и до 70 млн. тонн газового конденсата. Оператором проекта является КОО "Пегастар", в равных долях принадлежащее ExxonMobil, ChevronTexaco и государственной нефтяной компании "Роснефть". Выяснилось, что перспективы у американцев совсем не радостные — МПР не хочет выдавать им лицензию на разведку и разработку этого участка недр.

В самом Минприроды объясняет свой отказ следующим образом. Конкурс на право освоения Киринского блока на условиях СРП "Пегастар" выиграл еще в 1993 году. Однако конкурсная комиссия вместо того, чтобы подать его результаты на утверждение в правительство, повела себя странно — занялась согласованием с инвесторами деталей проекта. Согласование, как водится, сильно затянулось — аж на 10 лет. Что уже само по себе рекорд. За это время несколько раз менялся порядок заключения соглашений по СРП. А принятые нынешним летом поправки в закон о СРП и вовсе закрыли дорогу к разработке "Сахалина-3" на принципах раздела продукции. Результаты же конкурса, между тем, на утверждение правительства таки не попали. В итоге все участники проекта летом подали в МПР заявку на получение лицензии для работы над проектом в российском налоговом режиме. Понятно, что у "Роснефти" никаких проблем не возникло. А вот ExxonMobil что-то не повезло.

Как поясняет начальник департамента лицензирования МПР Алексей Перепелкин, министерство не видит оснований для выдачи компании такой лицензии. "Конкурс, который они выиграли, проводился для условий СРП. Теперь такие условия невозможны. Если им выдать лицензию на работу в обычном налоговом режиме, это будет дискриминацией по отношению к другим недропользователям, которые, возможно, тоже хотели бы работать там на аналогичных условиях", — говорит чиновник. По его словам, логично было бы провести новый аукцион. Впрочем, заметил он, судьбу лицензии будет решать правительство.

Вице-президентом по связям с правительственными структурами Гленн Уоллер происшедшее не комментирует. Из соображений корпоративной этики. Однако утверждает, что в какой бы части света не работала ExxonMobil, всегда и везде, в том числе и в России, компания строго соблюдает законодательные нормы и требования по охране окружающей среды. По имеющимся сведениям, сейчас представители и лоббисты интересов ExxonMobil в России ведут переговоры со всеми заинтересованными сторонами, пытаясь уладить эту проблему. По мнению источника "ПРАВДЫ.Ру" в правительстве шанс на то, что "Пегастар" все же получит лицензию на разработку "Сахалина-3" существует. При определенных условиях это может произойти, считают в правительстве, не вдаваясь в подробности этих самых условий.

А в целом, похоже, у мировых нефтяных компаний из-за России одни неприятности. Так, экспертное сообщество США и Великобритании начинает склоняться к мнению, что British Petroleun, вступив в альянс с ТНК, просто выбросила деньги на ветер. Обратное вчера в Лондоне пытался лично доказать инвесторам президент BP сэр Джон Браун. Однако, судя по всему, так и не убедил, что его компания не зря потратила почти 7 млрд. долларов на альянс с российской ТНК. Капитализация британского нефтяного гиганта упала на 1,4 млрд. фунтов стерлингов, сообщает RusEnergy. И, возможно, это только начало. По сведениям британской прессы, между британской и российской сторонами альянса вспыхнул старый конфликт.

Лондонская Guardian сообщает, что главный исполнительный директор British Petroleum лорд Браун пытается сгладить противоречия, возникшие между его корпорацией и российскими партнерами в совместной компании ТНК-BP компаниями "Альфа", "Аксесс" и "Ренова". Причем лорд Браун вынужден был признать, что "столкновение имело место" и что "некоторый осадок недоверия" между партнерами остался. Guardian рассказывает, что размолвка произошла еще пять лет назад, когда лорд Браун обвинил "Альфу", "Аксесс" и "Ренову" в нелегальном приобретении авуаров "Сиданко", первой российской компании, в которую инвестировала British Petroleum.

BP тогда одержала победу, только призвав на помощь весь свой политический вес и даже заручившись поддержкой Тони Блэра, чтобы оказать давление на российский альянс через администрацию президента Путина.

Российские партнеры BP, пишет Guardian, обеспокоены недавней волной арестов в руководстве "Юкоса". Однако лорд Браун выражает уверенность в том, что ТНК-BP не будет втянута в политическую борьбу с Путиным, которая, как представляется, и лежит в основе нынешних бурных событий...

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/11120_exxonmobil.html

Обсудить