Негодный Xerox

Или как развеиваются мифы о свободе, демократии и технологическом превосходстве Запада
В годы советской власти слово "Ксерокс" в некотором смысле было синонимом слова "Свобода". Не для всех конечно. Но для многих. На тщательно охраняемых копировальных аппаратах этой американской фирмы, установленных в госучреждениях, свободолюбивые граждане Советского Союза всеми правдами и неправдами (часто за смехотворные на сегодняшний взгляд взятки) умудрялись тиражировать книги Набокова, Шаламова, Солженицына и братьев Стругацких. На "ксероксах" изготавливались и убогие тиражи политического самиздата в годы "перестройки". Однако, "тоталитаризм" пал, демократия восторжествовала. И выяснилось, что "Ксерокс" это всего лишь техника. Причем отнюдь не уникальная и весьма недешевая. К тому же качество ее далеко не столь высоко, как производитель его рекламирует. А уж сервис... Вот так, из-за таких мелочей и развеиваются мифы. В том числе и мифы о Свободе и Демократии. И о технологическом превосходстве Запада.

Тем не менее, как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России по инерции продолжают считать, что принтеры и копировальная техника фирмы "Xerox" - это что-то необыкновенное. Не избежала подобного стереотипа и редакция "ПРАВДЫ.Ру". В свое время для редакционных нужд был приобретен Xerox XE82 с серийным номером 2881549223. И даже какое-то время исправно работал. Пока не сломался. И вот тут-то все и началось.

В начале на аппарат существовала гарантия, поэтому ремонт сломавшейся техники, который в сервисном центре определили как "ошибку Е2", прошел довольно безболезненно и быстро. Однако стоили гарантийному сроку закончиться, как аппарат вновь забарахлил. Причем работать он не перестал, но на каждом распечатываемом листе появлялась жирная черная полоса. На этот раз сервис-центр отнюдь не спешил принимать меры, и его сотрудники дали нашей редакции сполна насладиться неработающим "ксероксом". Не скупясь при этом на намеки, что, мол, техникой следует пользоваться правильно, тогда она и работать будет нормально. Но что же поделаешь, если она не работает?

Причины задержки выяснились несколько позднее. Оказывается (так объяснили работники сервис-центра) "повреждение деталей узла проявки" не является "распространенным" повреждением", и потому в сервис-центре просто нет (?) необходимых деталей на замену. Заботясь в первую очередь об удобствах клиента, в сервис-центре оформили заказ необходимой детали "на условиях стандартной (не срочной) поставки" в Xerox XE82. И делалось это исключительно для того, чтобы не вводить клиента в дополнительные (за срочность) расходы. В итоге ремонт был начат 24.12.2001 года, а закончен 18.03.2002. И стоило все это удовольствие ни много, ни мало — 150 долларов. Притом, что сам аппарат стоил — 300.

Следует отметить, что во время ремонта редакция приобрела еще один "ксерокс" для своих нужд. И он тоже работал отнюдь не идеально. Сейчас и он не работает. И за его починку сервис-центр хочет все те же 150 долларов.

Об этом можно было бы не вспоминать, если бы после столь "высококачественного" ремонта, та же беда через некоторое время не приключилась бы с американским аппаратом вновь. И тогда, несколько утомленное всеми этими перипетиями редакционное начальство обратилось в Горячую линию "Ксерокса" с просьбой отозвать аппарат в виду явного брака.

Ответа от Горячей линии (!) пришлось ждать три недели. И ответ этот был полон обескураживающей, почти детской непосредственности. Сервис-центр отозвать аппарат отказался из-за того, что "машина не является гарантийной, а наличие заводских дефектов не выявлено. Аппарат и/или его узлы не подлежат замене по гарантии". То есть столь уважаемая в мире корпорация отказывается брать на себя гарантию за ремонт собственной техники, произведенный ее же собственным сервис-центром! Если бы так ответила какая-нибудь российская фирма, то можно было бы объяснить такое недоразумение особыми аномальными свойствами российско-советского менталитета. Казалось, американцы должны смотреть на вещи по-иному. Не тут-то было!

Если это называется "качество" и "сервис", то остается лишь склонить перед корпорацией "Ксерокс" непокрытые головы сотрудников редакции. Ибо наши представления о качестве и техническом обслуживании американской техники были гораздо выше. Извините, обознались.

Более того, если такие вещи происходят в столице не самого маленького на Земле государства, то где гарантии, что то же самое не происходит где-нибудь в Алабаме или Миннесоте? И там разъяренные покупатели так же клянут продукцию фирмы "Ксерокс" и подают иски в суд в полное уверенности, что вся продукция "Ксерокса" такая же плохая?

Длительная переписка с сотрудниками и начальниками сервис-центра ни к чему не привела. Сервис-центр вновь раз за разом предлагал обратиться к нему "на общих основаниях" - то есть вновь заплатить 150 долларов без всяких гарантий дальнейшей работы. В итоге "ПРАВДА.Ру" приняла решении никогда больше не пользоваться столь некачественной продукцией корпорации Xerox. О чем руководство сервис-центра было поставлено в известность.

Пути проникновения крупнейших американских компаний на российский рынок в чем-то по-типовому однообразны. Хотя в каждом конкретном случае существовали свои отличия. "Ксерокс", присутствовавший на рынке еще во времена СССР, конечно же, имел, определенные преимущества. Однако во время демократических преобразований, когда чиновничий класс претерпел серьезные изменения, едва их не лишился. Поскольку главное дело для бизнеса в России — "иметь подход" к нужным людям в министерствах. Как и у других американских фирм, решительный прорыв у "Ксерокса" произошел тогда, когда компания согласилась часть своей продукции производить на российских предприятиях. После этого, как говорится, процесс пошел. Фирма один за другим стала выигрывать тендеры на поставку оборудования в госучреждения. А за этими выигрышами потянулся и пахучий шлейф коррупционных скандалов.

С одной стороны, тот факт, что иностранные компании организуют сборку на отечественных предприятиях, весьма для страны хорош. Сохраняются старые и добавляются новые рабочие места, пополняется федеральная и региональная казна. Да и произведенная у нас иностранная продукция должна по идее быть дешевле. Но тут-то и зарыта собака. Ибо российские потребители под видом "продукции мирового качества" известных производителей (и не за малые деньги) вынуждены покупать продукцию халтурной российской сборки. Более того, эта продукция изначально и не рассчитана быть такой же хорошей, как ее аналоги, продаваемые в развитых странах.

Руководство транснациональных корпораций и само не очень скрывает, что главная их цель это — отнюдь не обеспечение народов стран "третьего мира" столь же качественными товарами, которыми имеют возможность пользоваться их соотечественники. Компании бьются за то, чтобы захватить рынки развивающихся стран, за то, чтобы "туземцы" (и их дети и внуки) привыкли к брэндам, и потом даже представить не могли, что бывает какая-то другая продукция. Кроме Кока-Колы, Макдоналдса, Форда, Ксерокса, наконец. А то, что мировые корпорации "туземцам" продают — не более чем дешевая "симуляция для бедных". Тем более что за настоящие, к примеру, джинсы в России до сих пор мало кто в состоянии заплатить. Поэтому и щеголяют россияне в Calvin Kleine, изготовленном на занюханной провинциальной швейной фабрике. И разваливаются эти штаны после второй же стирки.

Но такова, очевидно в понимании западных фирмачей, горемычная доля туземцев, капитулировавших перед неодолимой поступью англо-саксонской цивилизации. Только вот "туземцы" с этим почему-то не всегда соглашаются, и то тут, то там вдруг отказываются покупать "американские" товары, и "фастфудить" в "Макдональдсах". И это, наверное, правильно. Не все же коту масленица. В общем — покупайте-ка лучше отечественное. Поддержите российского производителя. Он хоть и плохонький, да наш. А те — чужие и циничные эксплуататоры. В общем, как всегда, выбирать приходится сердцем. И главное тут — не ошибиться.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/9662_xerox.html

Обсудить