«Да» и «нет» не отвечать. Нефть - качать и продавать

Нефтяное лавирование России, наконец, начинает выглядеть логичным и обдуманным
Тяжеловесы мировых нефтяных рынков вспоминают про Россию лишь тогда, когда их позиции на этих самых рынках оказываются под угрозой. Вот и сейчас уговаривать Россию действовать в рамках согласованной политики стран членов организации экспортеров нефти прибыл лично президент ОПЕК Абдулла аль-Аттия. До этого в мировом нефтяном картеле о России вспоминали в 2001 году, когда мировые цены на нефть стали стремительно падать, да еще в прошлом году, когда члены ОПЕК расценили наращивание Россией нефтяного экспорта как штрейкбрехерство. Однако сегодня нефтяным шейхам, разбогатевшим на растущих потребностях развитых стран в нефти, поддержка России действительно нужна.

Со стремительным началом и окончанием войны в Ираке государства-члены ОПЕК попали в совершенно дурацкое положение. До начала войны нефть неумолимо дорожала, и основные ее потребители в лице США и Евросоюза оказывали на картель нешуточное давление, требуя увеличения квот на добычу нефти. Умные головы в ОПЕК предлагали не горячиться. Тем более что многие страны участницы картеля и так неофициально превысили отведенные им квоты на добычу и экспорт нефти. Однако давление индустриально развитых стран дало себя знать — накануне военной операции в Ираке квоты были увеличены. И что?

Теперь иракские запасы нефти находятся под контролем американо-британской оккупационной администрации, и США весьма энергично добиваются отмены санкций ООН. Мало кто сомневается, что своего они добьются. А если и нет, то никто не в силах помешать американским компаниям покупать иракскую нефть в обход "морально устаревших" санкций. Так или иначе, в этой конструкции роль ОПЕК сведена практически к нулю. И теперь картель намерен сократить квоты своих членов и уговорить сделать то же самое Мексику и Норвегию (они свою экспортную политику с ОПЕК координируют) и якобы весьма независимую Россию. Надо полагать, что именно за этим и прилетел в Москву Абдулла аль-Аттия.

К сожалению, Россия до сих пор так и не имеет ясной и внятной нефтяной внешней политики. Как нефтедобывающая страна, Россия объективно находится с нефтяными шейхами "в одной лодке", чтобы при этом не думали сами российские власти. Как и странам ОПЕК, России нужна цена на нефть в коридоре 22-25 доллара за баррель. Иначе страна начнет испытывать реальные экономические трудности. Тем более что российские нефтяные олигархи думают совершенно по-другому и свое будущее видят как раз в максимальной кооперации с американо-британскими нефтяными монстрами. В этом смысле позиция нефтяного генералитета ничуть не изменилась со времен прошлогоднего российско-американского нефтяного саммита.

С другой стороны, России нет совершенно никакого резона сориться с картелем. Сколько бы Россия не добывала и не продавала нефти, в отличие от нас члены картеля в состоянии пережить довольно длительный период падения цен. Очевидно, поэтому министр энергетики РФ Игорь Юсуфов во время встречи с высокопоставленным нефтяным гостем выразил горячую заинтересованность своей страны в координации усилий со странами ОПЕК.

Абдулла аль-Аттия, выйдя от российского министра, поведал журналистам, что г-н Юсуфов заверил его, что Россия готова поддержать усилия организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) по стабилизации мировых цен на нефть. "Я благодарен России за сотрудничество с ОПЕК. Мы попросили о дальнейшей поддержке, и я получил заверения Игоря Юсуфова в том, что такая поддержка будет оказана", — сказал президент ОПЕК. Однако, как и сам картель, так и Россия, как известно, довольно своеобразно выполняют свои обещания, легко отказываясь от них, как только это становиться невыгодным.

В памяти еще свежи усилия ОПЕК, предпринятые в 2001 году, когда стоимость барреля нефти стала дешевле22 долларов. Россия тогда поначалу отказалась сокращать добычу и экспорт нефти, затем вроде бы согласилась, но не на тот объем, который устраивал бы ОПЕК. В конце концов, премьер Михаил Касьянов подвел под дискуссией черту, согласившись сократить российский нефтеэкспорт на 150.000 баррелей в сутки на период с января по июнь 2002 года. Однако уже в марте ограничения на экспорт российской нефти были правительством РФ сняты с мотивировкой, что мол, стране такие ограничении не выгодны. В итоге к июлю Россия обогнала по объемам добычи нефти тогдашнего лидера Саудовскую Аравию. А некоторые высокопоставленные лица в ОПЕК пригрозили устроить России настоящую ценовую войну.

Похоже, на этот раз Игорь Юсуфов не отступил от традиционной российской тактики (на Западе ее называют "византийской". Как рассказал президент ОПЕК, российский министр энергетики пообещал ему поддержать любые меры, которые сочтет нужным предпринять ОПЕК, Однако на прямой вопрос Абдуллы аль-Аттия, будет ли РФ сокращать добычу или экспорт нефти, если ОПЕК об этом попросит, предпочел не ответить ничего определенного. Зато заверил коллегу их ОПЕК, что российская делегация обязательно будет присутствовать на июньской сессии ОПЕК в качестве наблюдателя. Но в этом-то уже президент ОПЕК явно и так не сомневался.

Другой вопрос, что ОПЕК все-таки ждет от России какой-то определенности. Так или иначе, Россия должна выбрать, с кем же она. С экспортерами или с потребителями нефти. Тем более что сам мировой нефтяной картель явно намерен поторговаться с победителями Хусейна за место под солнцем. Свидетельством тому служат последние изменения в самом ОПЕК — явная консолидация главных соперников за лидерство в картеле Ирана и Саудовской Аравии, планируемая замена на посту генсека ОПЕК проамерикански настроенного Альваро Сильвы Кальдерона на замминистра нефти Ирана Неджада Хоссениана. А отказ принять в Вене представителя Ирака четко обозначил политический вектор этой организации на самое ближайшее будущее. Присоединение России к этому своеобразно антиамериканскому альянсу, возможно, придало бы ему больше веса. Да и, в конце концов, в случае совсем уж очевидной неудачи противостояния неудачи, было бы на кого спустить всех собак. Однако нужно ли такое позиционирование России?

США в свою очередь, похоже, тоже рассчитывают на Россию в качестве антиарабского противовеса на нефтяных рынках. То, что противовес этот хиловат и ненадежен (особенно из-за неразвитости добывающей и транспортной инфраструктуры), существенной роли не играет — политические дивиденды от "России на поводке" все равно достаточно весомы. Однако никаких ощутимых выгод от энергетического "сотрудничества" с США Россия тоже не получит.

Эксперты предполагают, что в данной ситуации будет продолжена политика лавирования. Иными словами Россия будет всячески демонстрировать свою заинтересованность в энергетическом партнерстве с США, и зазывать крупнейшие мировые нефтекомпании в акционеры российских, водить за нос ОПЕК, от которого с каждым днем зависит все меньше, и форсированными темпами строить нефтепровод в Китай, который, по мысли отечественных олигархов, способен обеспечить стабильность развития нефтяного бизнеса страны на ближайшие десятилетия.

В конце концов, после получения контроля над нефтяными запасами Ирака, главным арбитром мировых рынков оказались США. Они-то, скорее всего, и будут определять дальнейший статус и возможности картеля нефтеэкспортеров. И тот факт, что Россия на нефтяных рынках пока считается (да и является) слабым игроком, вполне может сослужить этому игроку добрую службу. Появится время, чтобы подрасти и накачать мускулы.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/356/9966_opec.html

Последние материалы