Интервью с Борисом Кагарлицким

Зачем Европе украинские безработные

За митингом сторонников евроинтеграции на киевском Майдане участливо следит мировая общественность. Политики из США и Евросоюза активно призывают Киев к миру и уважению демократических прав человека. При этом каждая сторона преследует в этой ситуации свои экономические интересы. Какие именно, рассказал в прямом эфире "Правды.Ру" политолог Борис Кагарлицкий.

Читайте также: Евромайдан: идеология против здравого смысла

— Борис Юльевич, какова роль США в событиях, связанных с присоединением Украины к Евросоюзу? Какие цели преследуют Соединенные Штаты?

— Мы должны понимать, что туда, куда приходит Евросоюз, приходят и Соединенные Штаты, причем приходят, прежде всего — экономически. В рамках вот этого соглашения о свободной торговле, которое они сейчас пытаются продавить, и которое в Европе самой, кстати, встречает очень большое сопротивление, приходит и американский капитал, и американские товары и технологии, но они приходят в каком виде? Они приходят не как подарок, а как-то, за что придется платить. И платить довольно большую цену. В том числе, кстати говоря, и Западной Европе. Смотрите, что происходит: мы говорим, что украинцы хотят или не хотят сближаться с Евросоюзом, а кто спрашивал граждан Евросоюза? Вот вы спросите, и вы узнаете очень интересную вещь: граждане Евросоюза этого не хотят.

— То есть, как это не хотят, почему?

— По очень простой причине — 45 миллионов человек в разоренной стране, которая после открытия таможенных границ будет еще более разоренной. То есть низкий уровень жизни, низкая зарплата, а после этого еще и масса безработных, потому что сейчас худо-бедно люди еще работают, а тут они будут еще и без работы и, скорее всего, без нормальных пособий по безработице. Куда они денутся — вот вопрос! Куда они побегут?

— Они поедут в страны Европы, как и жители других стран-осколков СССР.

— Логично. А что, в странах Европы очень много лишних рабочих мест? Там Безработица! 20 с лишним процентов в Италии, молодежная безработица в Греции, в Испании до 40 процентов. Представляете, к вам приезжает еще 5 миллионов, 10 миллионов украинских рабочих! Вы этого хотите? Нет, конечно. Это плохо для украинцев, потому что они снимаются с места и куда-то идут искать счастья — на самую плохую работу. Это плохо для западных рабочих. Для кого это хорошо? Это очень хорошо для определенной категории западных работодателей, потому что это значит, что заработная плата падает резко вниз. То есть вы экономите деньги. Более того — начинает коллапсировать бюджет. Это значит, что вы начинаете отменять социальные пособия, но одновременно начинаете снижать налоги на тех же самых бизнесменов, потому что раньше деньги шли на определенные пособия, теперь мы эти пособия снижаем. Но и налоги тоже сокращаются, потому что мы не будем брать с вас на эти пособия теперь. То есть социальное государство рушится — для населения это катастрофа.

Читайте также: Лучший выход для Украины — дефолт

Причем, представьте себе, одновременно хлынули американские товары и украинские безработные на один и тот же рынок. Для населения это беда, это очень большая беда, но для тех, кто хочет сэкономить деньги на заработной плате рабочих это очень большое счастье. И по большому счету это — удар по социальному статусу Европы. В этом смысле Януковичу сейчас, когда он не подписал это знаменитое соглашение об ассоциации, можно сказать, многие европейцы будут готовы вручить медаль за спасение европейского социального государства, или, по крайней мере за то, что он отсрочил его гибель на несколько лет. Это — большая удача для Европы, что Украина к ней сейчас не присоединяется в рамках западной ассоциации.

— А в чем состоит главная проблема для России? В "газовом вопросе", поскольку труба в Европу проходит по территории Украины, или в том, что Таможенный союз, изначально создававшийся "под Украину", остается в не лучшем положении?

— Больше того, с газом ведь сами мы создали проблему. По большому счету, не надо было делать этот "Северный поток". Это очень спорный проект был с самого начала. Он был рассчитан на беспрерывный рост спроса, на бескризисное развитие экономики, на то, что газ будет всегда дорожать. Это все — изначально неправильные допущения. Всякий человек, который понимает политэкономию капитализма, он должен был догадаться, что это не так все устроено. Тем не менее, прорыли этот самый "Северный поток". Но с другой стороны, что называется, нет худа без добра, потому что действительно, если у нас накроется почему-то украинский трубопровод, резервная техническая ветка у нас есть — пожалуйста, Nord Stream, "Северный поток", мы можем по нему гнать газ. Почему он не используется пока эффективно? Как раз он будет загружен. Но надо понимать еще одно обстоятельство — он дороже в эксплуатации, и, конечно, выгоднее нам по украинской ветке гнать газ. А что касается Таможенного союза, то по большому счету — сегодня так, завтра иначе, сегодня — такая власть на Украине, завтра другая. Кстати говоря, и у нас тоже что-то может меняться. Поэтому, может, через год пригодится, через два, через три — посмотрим.

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить