Китай и Германия создают негласный союз

Германия и КНР наращивают экономическое сотрудничество. Канцлер Ангела Меркель привезла в Китай контракт на 50 лайнеров A320, стороны также договорились наращивать объемы взаимной торговли. Страны уже подписали более десятка соглашений. По мнению экспертов, Берлин и Пекин формируют негласный глобальный союз и осуществляют согласованную политику.

Сделка по самолетам, которая оценивается в 3,5 миллиарда долларов, является лишь внешним выражением процессов, которые давно происходят во взаимоотношениях Китая и Германии. По итогам визита немецкого канцлера, стороны обозначили и планы финансового сближения, которые предполагают использование юаня и евро в двусторонней торговле, а также инвестиции на межбанковский рынок облигаций Китая со стороны немецких банков. В свою очередь, после общения с Меркель китайский премьер-министр Вэнь Цзябао заявил о готовности и далее вкладывать средства в облигации еврозоны, несмотря на то, что ранее ряд государственных агентств, в том числе Фонд национального благосостояния Китая, назвали подобный шаг неблагоразумным из-за высоких рисков.

В конце прошлого года и начале нынешнего правительство Германии вело активные консультации с Китаем по вопросам финансирования (за счет китайских резервов) спасения еврозоны. Берлин пошел на беспрецедентные уступки: Германия обязалась поддерживать курс евро по отношению к доллару, оказать давление на страны ЕС с тем, чтобы полностью реформировать системы социального обеспечения, а также сняла все ограничения на китайские инвестиции в немецкую экономику.

В пятилетнем плане социально-экономического развития Китая в очередной раз ставится задача покупки зарубежных предприятий, обладающих технологиями, пока еще не доступными китайцам. Возможность скупки подобных активов китайцам предоставляет Германия. Формы могут быть разными. Например, Китай покупает 50 самолетов Airbus, а крупнейший европейский авиапрозводитель привлекает китайский университет Tsinghua в качестве партнера по разработке биотоплива. В дальнейшем в Китае будет создано и производство биотоплива. Кроме того, EADS дал разрешение китайцам на экспорт в третьи страны произведенных в КНР Airbus.

В списке внешних инвесторов германской экономики Китай в прошлом году вышел на четвертое место, когда из КНР в Германию пришли 1,28 миллиарда долларов. В том же году общая сумма прямых иностранных инвестиции в Германию достигла 116 миллиардов долларов. Для германских ТНК Китай уже давно является сборочным цехом, и реальность такова, что вместо надписи "сделано в Германии" уже давно пора использовать маркировку "разработано в Германии", которую можно ставить на добрую половину китайского экспорта. Понемногу вложенные инвестиции возвращаются назад, и вот уже КНР начинает финансировать (вслед за американским долгом) и долги европейские.

По данным PricewaterhouseCoopers (PWC), в первом полугодии 2012 года китайцы потратили на скупку предприятий (или долей в них) 23,9 миллиарда долларов, что в три раза выше показателя прошлого года. При этом порядка 70 процентов средств потрачено на приобретение сырьевых и энергетических активов. А около 30 процентов направлено на покупку технологичных активов.

В Германии китайцы активно скупают машиностроительные предприятия среднего масштаба. Так, китайский государственный холдинг CQLT купил производителя уплотнителей для автомобилей Saargummi, поставщик автокомплектующих Lingyun купил фирму Kiekert — мирового лидера на рынке автомобильных замков, CITIC Dicastal приобрела компанию KSM Castings, выпускающую шасси и ряд других автокомпонентов. Только в самой населенной земле ФРГ — Северном Рейне-Вестфалии — уже создано порядка 700 китайских предприятий.

Только в 2011 году Ernst & Young насчитала в Германии в общей сложности 45 новых китайских инвестиционных проектов. В числе самых знаковых - покупка LinkGlobal Logistics аэропорта в восточногерманском городе Пархим, где будут садиться грузовые самолеты из Китая. Этот аэропорт станет крупнейшей воздушной грузовой гаванью Европы.

Но не всем в ЕС нравится укрепление отношений между КНР и ФРГ. Многим европейцам не нравится прыть и деловая хватка китайских компаний. Действительно, странно видеть китайцев в списках претендентов, скажем, на возведение атомной станции в Великобритании.

При этом несогласованность немецких законов и традиционный бюрократизм позволяют немцам не терять контроля над покупаемыми предприятиями. Как известно, в большинстве федеральных земель Германии генеральным директором зарегистрированной в стране компании может стать лишь гражданин страны Евросоюза либо страны, чьи граждане имеют право безвизового въезда в Германию.

Читайте также: 

Китай подбирается к ресурсам Азии

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
Рогозин заявил о "моральном праве" России зарабатывать на Сирии
Саакашвили временно отменил марши и митинги
ФИФА проверит старые допинг-пробы россиян
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Даже не надейтесь!": ЕС не собирается принимать Молдавию в свои ряды
"Даже не надейтесь!": ЕС не собирается принимать Молдавию в свои ряды
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
В Великобритании атакована военная база США
В Великобритании атакована военная база США
В Великобритании атакована военная база США
В Великобритании атакована военная база США
ЦБ рассказал о действиях, когда США возьмутся за долг России
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
ЦБ рассказал о действиях, когда США возьмутся за долг России
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему россияне не хотят работать дворниками и таксистами
Почему россияне не хотят работать дворниками и таксистами
Варшава: "Северный поток-2" - смерть для Украины
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры