Минск даст зеленый свет ЕАЭС?

Может ли ЕАЭС превратиться в СССР?

России все же удалось добиться от Минска согласия создать Евразийский экономический союз с 2015 года, документ должен быть подписан в Астане в этом месяце. Но Белоруссия хочет получить компенсацию за свою подпись под договором в виде льгот по нефти и газу. Должна ли Москва идти на уступки Минску? И как такой поворот отразится на российском рынке?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — долгосрочное начинание, как пояснили эксперты Pravda.Ru, и подсчитывать доходы сразу же после заключения договора ЕАЭС пока нелогично, должно пройти время.

"Я думаю, что какие-то серьезные уступки со стороны России вряд ли будут, — рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике Юрий Липатов. — Такой поворот на российском рынке никак особо не отразится. Все останется на своих местах!".

По сути, любые потенциальные разногласия, если они возникнут, будут оговариваться и решаться уже не в рамках всего Союза, а конкретно между заинтересованными странами. Так что, хоть и прибыль в этом долгосрочном процессе подсчитывать рано, но так же рано сокрушаться о возможных убытках от экономических уступок партнерам России.

"Эти уступки полностью завязаны на бюджете. То, что мы уступаем Беларуси — это, по сути, минус из нашего бюджета, — поделился своим мнением в интервью Pravda.Ru директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — В ситуации, когда экономика России не растет, это очень рискованный момент — идти на дополнительные льготы. Российский рынок работает пока в тех условиях, какие есть. Изменения конфигурации Таможенного союза могут привести к тому, что, скорее всего, даже конкуренция у нас в каких-то вопросах вырастет. И я не думаю, что российский рынок от этого сильно выиграет, вот так сразу. Потому что, пока в основном, в рамках этого союза товаропотоки идут либо в сторону России, либо то сырье, которое получается нашими партнерами по ТС из России, перерабатывается и дальше идет на экспорт из Беларуси и Казахстана. Поэтому может российская экономика на первых порах не особо выиграет… Ну, а дальше уже посмотрим, как интеграционные процессы будут влиять на предприятия и отрасли экономики".

Читайте также: ТС и Украина: отряд не заметит потери бойца

Напомним, всего несколько дней назад Pravda.Ru сообщала, что официальный Минск в лице Александра Лукашенко пока затрудняется принять решение, подписывать ли 29 мая в Астане договор об образовании Евразийского экономического союза в ущерб якобы своим интересам. Тогда Лукашенко заявил, что Евразийский экономический союз должен формироваться на принципе отсутствия изъятий и ограничений во взаимной торговле, в том числе нефтью. Российские чиновники тогда в глубине души и предполагали, что договориться с Белоруссией и Казахстаном сразу не удастся. Минск настаивал на отмене с 2015 года всех торговых ограничений на территории Таможенного союза, в том числе и по нефти. Перед началом встречи президент Белоруссии Александр Лукашенко как бы даже и пригрозил: создание ЕАЭС надо отложить, если стороны не могут договориться.

Похоже, что партнерский диалог, который начали 29 апреля президент России Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, увенчался успехом… Угрозы не реализовались. А продлевать ограничения или нет, Белоруссия и Россия должны решить на двусторонних переговорах. Правда, Минск призывает решить вопрос в сжатые сроки. Как пишут "Ведомости", скорее всего за уступку Минску будет предложена финансовая поддержка в другой форме, но в какой, пока не определено. Ясно лишь, что прямых вливаний не будет, возможны кредиты или помощь в строительстве АЭС.

Напомним, Евразийский экономический союз Беларуссии, России и Казахстана должен быть окончательно создан к 1 января 2015 года. История его пока коротка, но все равно довольно богата на события. 19 октября 2011 года было принято решение о присоединении к этому союзу в перспективе еще и Киргизии. Чуть позже о намерении в будущем вступить в экономический союз заявила и Армения.

Читайте также: Армения в ТС: вопросы без прямых ответов

С 1 января 2012 года на территории трех стран-участниц Таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство, сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года.

Вопрос о введении единой валюты в рамках Евразийского экономического союза обсуждался несколько раз, однако положительного решения пока нет. Интересно, что 6 декабря 2012 года Соединенные Штаты, словно предчувствуя нарождение некоего мирового конкурента, устами тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон заявили о намерении помешать созданию "новой версии Советского Союза" под видом экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Прозвучало это заявление миссис Клинтон прямо-таки угрозой, но мировое сообщество на нее не очень-то и отреагировало.

Хотя о каком-то политическом союзе речь ведь и не шла, против политизации чисто экономического объединения за прошедшие годы успели выступить и Белоруссия, и Казахстан. Да и Россия не особо продвигала этот "политический" вопрос, так что ни о каком возрождении СССР говорить и не приходится. В частности, наши партнеры не одобрили, например, идею создания единого наднационального парламента. Максимум, о чём может идти речь в этом проекте, это соглашение о межпарламентском сотрудничестве, которое, собственно говоря, сегодня есть.

Читайте также: ЕС и Таможенный союз: особые отношения

Кстати, год назад в ходе визита в Россию представитель сирийского правительства заявил о намерении его страны вступить в Таможенный союз, подчеркнув, что страна уже собрала все необходимые документы. Прозвучало это заявление довольно экзотично, но, в общем-то, было оно воспринято довольно спокойно.

Впрочем, не только зарубежные, но и российские деятели порой настроены довольно скептически и даже с опаской. Так, некоторые политологи уже высказывались в прессе, что Евразийский экономический союз может стать неким "возрождением СССР или Российской империи": экономический союз, в котором Россия будет полностью доминировать и оказывать экономическое и военное влияние на другие страны-участницы, якобы может попытаться вернуть себе статус сверхдержавы. Однако после того, как против политизации экономического союза выступили лидеры и Беларуссии, и Казахстана, и России, эти сомнения либеральных политологов, между прочем, в прессе больше не появлялись.

И в заключение — цитата из одного выступления президента Владимира Путина, который четко высказал одну из главных целей Евразийского экономического союза: "Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". Вот вам и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок: никакого СССР из ЕАЭС родиться не сможет. Как говорится, экономика отдельно, а политика отдельно.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить