Китай положил глаз на российский Крым

Накануне переворота на Украине ныне беглый президент Виктор Янукович побывал с визитом в Китае, где обсуждал инвестиционные проекты в Крыму. Сейчас ситуация кардинально изменилась, но интерес китайцев к уже российскому полуострову никуда не исчез. Бизнес КНР теперь может инвестировать в мост на полуостров. Что так привлекает китайцев в Крыму?

В настоящий момент важнейшим вопросом для России является строительство пути к присоединенному полуострову Крым, который имеет сухопутную границу только с Украиной. В настоящее время от российских берегов на полуостров ходят только паромы, а поезда, курсирующие между Россией и полуостровом, вынуждены дважды пересекать границу страны, которая в настоящий момент без преувеличения охвачена гражданской войной. Проект моста через Керченский пролив — это настоящая головоломка не только для российских властей, но и для бизнеса. Если учесть, что инвестиций из Европейских стран и США нам в настоящее время не получить, то выходит, что РФ остается едва ли не наедине со столь серьезной проблемой. И в свете стагнирующей экономики России данная проблема выглядит трудно осуществимой.

Однако не будем забывать, что в наши дни одни из самых активных инвесторов проживают вовсе не в западной части света. Китайские компании, как стало известно, могут принять активное участие в проекте коридора, соединяющего Россию и полуостров Крым. По информации российских СМИ, техническая модель проекта пока не утверждена, но уже сейчас называется сумма в 3 миллиарда долларов, в которую может вылиться стоимость коридора. Правда, конечно же, это будет зависеть о того, на какой модели в конечном итоге остановится российское руководство. В рамках прямой линии президент РФ Владимир Путин в нескольких словах озвучил, какие на данный момент рассматриваются варинты: автомобильно-железнодорожный мост или мост и подводный тоннель. Pravda.Ru поинтересовалась у экспертов, какие интересы преследуют в Крыму китайские инвесторы?

"То, что возможен такой проект — это плюс безусловный, но в том случае, если этот проект в его конечном виде устроит российскую сторону. Появление китайских денег достаточно показательно в условиях, когда инвестициям в Крым со всех сторон западные страны объявляют бойкот, и в этом контексте китайские деньги — просто хороший и правильный показатель того, что инвестиции могут и будут приходить не только с Запада", — поделился своим мнением член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.

Однако же напомним, что китайцы и раньше показывали интерес к развитию полуострова. В конце прошлого года, когда в Киеве разгорался Евромайдан, ныне скрывающийся президент Украины Виктор Янукович находился с визитом в Пекине. Результатом той встречи стала договоренность о строительстве глубоководного порта в Крыму, о проекте подробно писала Pravda.Ru в декабре 2013 года ("Китай включил Крым в сферу своего влияния"). Будут ли возобновлять китайцы переговоры по этому проекту с Москвой?

"Я думаю, что здесь главное не наличие некой предварительной договоренности с Януковичем, хотя в техническом смысле она, наверное, важна (в том смысле, насколько эти проекты доработаны), а в том, насколько будут совпадать интересы российской и китайской стороны в условиях после того, как Крым стал частью РФ", — подмечает Зудин.

А о точках соприкосновения российских и китайских интересов, в частности в Крыму, станет известно уже в этом месяце, на который запланирован визит президента РФ Владимира Путина в КНР. Этого события с замиранием ожидают эксперты и экономисты, полагая, что именно он окончательно склонит вектор экономического развития России в сторону азиатского континента.

"Там много всего может быть неожиданного и интересного, — поделился с корреспондентом Pravda. Ru своими ожиданиями руководитель направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономист и политолог Никита Масленников. — Узнаем в том числе и по вот этому крымскому сюжету. Потому что, по большому счету, если смотреть старую (она и до сих пор действует) программу, концепцию, проект восстановления Великого шелкового пути исторического, то он должен был, по идее, заканчиваться в Крыму. Потому что исторически он заканчивался в Крымском ханстве и дальше уже расходился через Черное море в другие страны, но вот эта дуга Великого шелкового пути заканчивалась Крымом. Крым был еще тогда в составе Украины, но проект географически так и располагался. Сегодня изменились геополитические условия, геополитическая ситуация, сегодня уже это два новых субъекта РФ, но, тем не менее, проект остается. Я думаю, у Китая остались интересы, потому что великий шелковый путь, установление такого торгово-транспортного коридора — это стратегический китайский проект. Поэтому я думаю, что мы в ближайшие несколько дней увидим продолжение и развитие этой темы. И китайцы, очевидно, заявят о своих интересах в связи с последней точкой Великого шелкового пути и, стало быть, это инвестиции в развитии экономики Крыма, что сейчас очень ко времени".

Читайте также: Никита Масленников: Вложения Китая в Крым были очень уместны

Действительно, китайские инвестиции крайне важны для российского Крыма, перед которым стоит решение таких важнейших проблем (проблем выживания), как водоснабжение, снабжение электроэнергией, строительство Керченского моста. Поэтому, как уверяет Никита Масленников, китайские деньги в Крым были бы более, чем уместны в ближайшие год-два. По данным источника издания "Коммерсант", в проекте возведения Керченского моста могут принять участие китайская строительная госкомпания China Railway Construction Corporation (CRCC) и частный инвестиционный фонд China International Fund Ltd (CIF), который может поучаствовать в финансировании.

"Давайте дождемся итогов визита Путина в КНР, и там будет много любопытного. Там, кстати, одна из прорывных вещей, которая действительно знаковая — это то, что ожидается, что наш Газпром и китайская компания СНПС согласуют наконец цены по газовому контракту, и он получит старт. А это строительство газопровода "Сила Сибири" примерно в течение 5 лет, это потребуется объем инвестиций 1,2 триллиона рублей (и это на первых порах), где-то, наверное, 38 миллиарда кубов ежегодно поставок газа в Китай, с возможностью расширения до 60-61 миллиардов, потому что мощность этого газопровода будет порядка 61 миллиарда кубов в год. Это серьезная вещь, потому что это как раз та необходимая диверсификация наших газовых по всем азимутам, о которых долгие годы шли разговоры. Вот, как раз сейчас, я думаю, что в мае будем свидетелями того, что некие предпосылки прорыва на Восток будут складываться", — заключает Никита Масленников, подчеркивая, что именно азиатский регион в ближайшие 15-20 лет будет одним из самых главных в глобальной экономике.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить