Нефтедоллар пошатнет союз России и Китая

Тень Медведя и Дракона падает на нефтедоллар

Саудовская Аравия теряет большой китайский рынок. Судя по китайским таможенным данным, импорт нефти из стран ОПЕК стал снижаться при одновременном росте импорта нефти российской. Таким образом, уже не только газ, но и нефть российского производства получила огромный рынок сбыта в Китае. К каким последствиям может привести тесное энергетическое сотрудничество Медведя и Дракона?

Китайцы стали импортировать нефть из стран ОПЕК в гораздо меньших количествах. Еще на прошлой неделе были обнародованы данные китайской таможенной службы, согласно которым импорт нефти из ОПЕК упал, а из России вырос на 36 процентов в 2014 году. Существенно стали страдать саудиты, те самые, на которых мировые эксперты и экономисты списывают ответственность за рекордное падение цены на "черное золото". Так, китайцы сократили закупки нефти из Саудовской Аравии на восемь процентов. И это еще не предел. После того как скончался король Абдалла Бен Абдель Азиз Аль Сауд и на трон ступил его брат Салман, присутствие саудитов на нефтерынке Китая связано с некоторой неопределенностью.

Российско-китайские же связи в области энергетики только крепнут. В 2015 году Россия поставит "черного золота" в Поднебесную на пять миллионов тонн больше. Напомним, что межправительственное соглашение, которое было заключено в декабре 2013 года, предусматривает существенный рост поставок топлива из РФ в КНР по нефтепроводу Сковородино — Мохэ. Целевые дополнительные поставки нефти составили 800 тысяч тонн в 2013 году, два миллиона тонн - в 2014 году и должны составить пять миллионов тонн в 2015–2017 годах, 15 миллионов тонн - в 2018–2037 годах и 7,5 миллиона тонн с 1 января по 30 июня 2038 года. А это уже почти тот объем, который закупался китайцами у саудитов. Почему вдруг Китай решил поменять поставщиков сырья и отказаться от ближневосточной нефти, Pravda.Ru узнала у экспертов.

"Не думаю, что Китай полностью откажется от закупок из Ближнего Востока, так как все-таки каждая страна, которая является крупным потребителем нефтяных ресурсов, старается диверсифицировать источники поставок. И кстати, Китай импортирует не только из России и Ближнего Востока. Большие поставки идут из таких стран, как Ангола и Судан. Но, действительно, допустим, по мере того, как развиваются партнерские отношения России и Китая в политической области, Китай готов несколько больше закупать из России. Возможно, это связано с тем, что разные потребители. Допустим, если речь идет о потребителях ближневосточной нефти, то это НПЗ, которые расположены в юго-восточной части Китая, а та нефть, которая из России поступает, идет в северо-восточные регионы. Возможно, с этим связано", — поделился мнением с Pravda.Ru заместитель директора института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев.

В то же время Андрей Карнеев предположил, что китайцы учитывают потенциальную нестабильность в регионе Ближнего Востока, тогда как в отношениях с Россией такого не прогнозируется. Кроме того, нефтяной бизнес тесно связан с политической ситуацией, с международными отношениями, поэтому необходимо следить за тем, как будут развиваться события на мировой карте.

"Это не чистая экономика, а геополитика. Китаю надо диферсифицировать внешний импорт нефти, не зависеть только от одной страны с Ближнего Востока. Поэтому она закупает нефть немножко у Венесуэлы, немножко у Африки и теперь немножко стала закупать у России. Главная причина, на мой взгляд", — объясняет увеличение закупки российской нефти Пекином генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, с которым связался корреспондент Pravda.Ru.

При этом, по замечанию Виталия Бушуева, саудиты сбросили цены нефть именно для того, чтобы вернуть рынки Европы и Азии и отбить их у американцев, которые стали поставлять сланцевую нефть. Однако азиаты не клюнули на низкие цены саудитов и не увеличили поставки ближневосточного сырья.

Тем временем, Россия, Китай и другие страны, как передает Global Research, все больше уходят от взаимной торговли нефтью в долларах. Москва и Пекин работают над тем, чтобы создать автономную от доллара денежную зону. Это вполне может пошатнуть нефтедолларовый уклад мировой экономики. Хотя, конечно, пока экспертное сообщество реагирует довольно скептически на возможности России, а иногда и даже Китая. Впрочем, скепсис скепсисом, а в Вашингтоне не просто так обеспокоены экономическим альянсом Москвы и Пекина.

"Соединенные Штаты до определенного времени стремились сделать так, чтобы Россия и Китай как можно медленнее сближались, — говорил в интервью Pravda.Ru депутат Государственной думы Михаил Емельянов еще год назад. — Была такая формула еще при Джордже Буше — G2. Заключалась она в том, что есть два великих государства, которые поделят мир. Именно это они предлагали Китаю. Великими государствами должны были стать США и Китай. Но китайцы дальновидны, они отказались от этого предложения. Соединенные Штаты и их союзники активно работали в отношении России, с российской элитой, раздувая представление о якобы китайской угрозе нашим восточным рубежам, тем самым пытаясь отдалить Россию от Китая.

Но, не понимая наших интересов на Западе, не понимая наших интересов на Украине, устроив вот это, по сути, нарушение баланса сил в Восточной Европе, попытавшись провести откровенно прозападных политиков на украинский престол, они, естественно, Россию прямиком толкают в объятия Китая и делают это сближение очень быстрым, ведь оно пошло семимильными шагами".

С момента прогнозов депутата Емельянова прошел год, в течение которого экономические связи России и Китая начали стремительно укрепляться. Один только контракт века — газовый - можно считать сразу за несколько шагов к сближению. И чем это сближение двух стран обернется для доллара и США, пока остается только догадываться.

Читайте также:

Доллар оттесняют на галёрку

БРИКС окончательно добьет однополярный мир

Цена на нефть: чем ниже упадет, тем лучше

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить